Учить и лечить могут все?
Напал я в Интернете на рекламную статью неспециалистов в образовании, зарабатывающих деньги по такой зазывной рекламе: «Профессионально организуем публичные лекции, творческие вечера, интеллектуальные мероприятия с участием известных писателей, учёных, общественных деятелей, музыкантов и актёров».
Фантазёры сформулировали 14 тезисов, объясняющих, почему наша школа морально устарела, но не объяснили причин, наврали с три короба и не предложили ничего нового. Давайте терпеливо прочитаем и разберём их тезисы, следуя последнему, четырнадцатому: «монополизм смертельно опасен для любого вида деятельности». Не дадим им быть монополистами в изложении истин про образование. Поконкурируем. Итак, читаем. Мои комментарии в квадратных скобках. Извините, они подробнее тезисов.
14 тезисов о том, почему наша школа морально устарела
В книге Дмитрия Чернышева «Вертикальный прогресс» есть много слов о том, как морально устарели школы. Сегодня хотим с вами обсудить недостатки старой системы образования.
1. Радикально меняется само общество, а старая школа продолжает выпускать посредственностей. Мы находимся в разгаре Четвертой промышленной революции, которая изменит мир сильнее, чем все три предыдущие, вместе взятые. Перемены становятся нормой, а унифицированным выпускникам старой школы будет крайне сложно конкурировать в новом мире.
[Общество никогда не меняется радикально. Оно не изменилось в России радикально ни после социалистической революции 1917 года, ни после капиталистической революции 1991 года, так как общество живёт по веками выработанным законам: не укради, не прелюбодействуй,… Если для советского общества христианские ценности со временем переписали в Моральный кодекс строителя коммунизма, то со сменой строя стали всё чаще говорить о христианских ценностях, разумеется, и о ценностях других конфессий, так как Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. В России ещё очень важен коллективизм и взаимовыручка, это качество выработано жизнью в суровых климатических условиях с коротким промежутком для вызревания единственного урожая в году, который то ли будет, то ли нет.
Я выпускник старой школы (1968), 44 года отработал в советской/российской школе (1972-2016) и, вы не поверите, не встречал ни одного унифицированного выпускника школы. Талантливых и лентяев — встречал, а унифицированных — нет. Школа выпускает учащихся с разными уровнями подготовки, есть среди них и посредственности без внутреннего и внешнего стимула к учению. Но заявлять, что школа выпускает посредственностей — это обобщать свой личный печальный пример. Не надо по себе судить обо всех.]
2. Когда дети идут в школу, они могут различаться на порядок по уровню подготовки. Сегодняшнее образование рассчитано на некоего «среднего» ученика, которого в действительности не существует. При этом оно ограничивает скорость развития детей. Это приводит к тому, что у самых ярких и способных школьников быстро гаснут глаза. А в образовании отстающих учеников остаются зияющие пробелы.
[Вот я в своей школе был способным учеником, но не помню, чтобы что-то в учебном процессе ограничивало скорость моего развития. Хотел в чём-то разобраться — разбирался, читал дополнительную литературу. А слабые ученики имели перед глазами образцы, к которым тянулись. Был я и способным учителем — работал в классах с разной исходной подготовкой. Работал фактически в классе коррекции, без такого официального названия — директор школы набрала класс из учеников, которых не взяли в 10-е классы в соседних школах. Это был великолепный профессиональный опыт! Много лет работал в физико-математических классах и в физматшколе 2007 г. Москвы. Я не обобщаю свой опыт на всех учащихся и всех учителей. Но профессиональный учитель всегда помогает отстающему ученику и найдёт занятие для своего сильного ученика. А что все учителя профессионалы, утверждать не могу. Причины здесь не только в учителях, но в той системе, в которой они работают. Зияющие пробелы остаются в знаниях учащихся по многим причинам — и это часто не связано с обучением класса в среднем темпе по программе. Назову одну, характерную для обучения математике в последние 50 лет: частая смена тем и объектов изучения, без доведения изученного до понимания учащимися. Я это называю частой сменой учебных блюд. А в 50-е годы учили иначе: крупными блоками.]
3. Основная задача сегодня — это не набить ребёнка знаниями, а научить его получать их самостоятельно. В течение своей жизни он, скорее всего, будет учиться и переучиваться постоянно.
[Как красиво, как кажется автору тезисов, он обгадил традиционную школу, которая, по его мнению, «набивала ребёнка знаниями». Сказки про самообучение мы часто слышим от наших сказочников — психологов, академиков, далёких от реальной школы, но близких к задаче продать в школы побольше компьютеров и другой электронной техники, разрушить единое образовательное пространство неким вариативным образованием и необходимостью формировать некие УУД — Универсальные Учебные Действия. Вот и автора тезисов те же «ксендзы охмурили», или он имеет свой интерес, связанный с цифровизацией образования, портфолио. От последних Европа уже отказалась, но автор тезисов об этом ещё не знает.]
4. Контроль и дисциплина — это идея фикс старой школы. Школа постоянно унижает чувство собственного достоинства ребенка, образование становится мучением.
[Да, конечно, без контроля и без дисциплины автор тезисов, видимо, добивался фантастических результатов в обучении своих учеников — предполагаю, что ни дня не работал в школе или жуткий непрофессионал, если работал и такое вынес из школы! Разумеется, именно унижая человеческое достоинство старая русская/советская школа вышла в мировые лидеры в образовании в конце 1950 годов! Дам ссылку автору тезисов для самообразования:
О советском образовании пятидесятых годов (Сенаторы У. Бентон, Дж. Кеннеди, Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г.).
Кстати, в первой версии документа «Будущее образования: глобальная повестка», называемого ещё «Образование 2030» есть ссылка на иностранных исследователей, утверждавших, что не школьники, а куда более мотивированные на обучение студенты не всегда доходят до конца выбранного курса. При обучении на так называемых МООС-платформах (Massive Open Online Courses – массовые открытые онлайн курсы) «в большинстве курсов до конца доходят не более 5-10 % студентов, начинающих обучение». Автор тезисов предполагает, что у детей самообразование будет идти успешнее, чем у студентов? Вряд ли. Его устроит 90 % недоучившихся? Я соглашусь, что у детей будет меньше самостоятельности в обучении, чем у студентов, но уж точно результат не будет лучше, чем при обучении с учителем, умеющим контролировать и стимулировать учение, указывать ошибки. Вопросы сохранения здоровья: глаза, психика, осанка, а также социализация в обществе — тема отдельного разговора, не обсуждаем.]
5. Существующая система поощрений и наказаний работает очень плохо. Уровень школы определяется по оценкам её учеников. Это приводит к инфляции оценок и снижению требований, предъявляемых к учащимся. Детей оценивают, сравнивая их друг с другом. В школе принято наказывать за ошибки, хотя ошибки — это один из основных способов познания мира, доступный человеку.
[А почему бы не сказать, когда система оценивания учебных успехов дала сбой? Я утверждаю, что с конца 60-х годов, когда навстречу 100-летию со дня рождения В. И. Ленина были взяты повышенные социалистические обязательства, которые мы «взяли и с честью несём» до сей поры — более 50 лет. Учим без «двоек» и второгодников. — «Экономика должна быть экономной»: зачем два года учить ребёнка одному и тому же, зачем выделять средства на организацию восполнения пробелов переведённому в следующий класс «двоечнику»? Это и есть основной способ убийства внешних стимулов к учению.]
6. Учителя перегружены ненужной работой и отчетностью. Количество учителей в классе слишком мало для успешного обучения.
[Во-первых, обещали разгрузить. Во вторых, что следует из сказанного? В 50-е годы хватало одного учителя на 35-40 учащихся, а сейчас нужно больше учителей? В Китае один учитель может учить 50 и более учащихся, неплохо учить! Это для чего говорится про количество учителей в условиях, когда и по одному не хватает на класс? Чтобы учителей заменить на платформы МЭШ, РЭШ? А учителей превратить в помощников учащихся в общении на платформе?]
7. Так называемое патриотическое воспитание в школе соответствует скорее феодальному строю, а не современному государству.
[Ну, это даже комментировать неловко. Партийная принадлежность автора тезисов для меня ясна. Партия называется «Полезные идиоты Запада». Не собираюсь никого обижать — это расхожий термин, означающий не заболевание, а безоглядное поклонение и желание понравиться Западу. А там используют термин «полезные идиоты Путина». Там бы меня записали в эту партию, и я бы не обиделся.]
8. Школа практически не использует самый эффективный способ обучения — игру. Старая школа панически боится мобильных телефонов, гаджетов и компьютеров.
[Полное непонимание проблемы. Игра, как вид учебной деятельности, эффективна только в младшем школьном возрасте или при обучении особенных детей, в котором не ставятся высокие цели обучения. Привожу пример. Одна хорошая учительница математики, работавшая со мной в секции математики Федерального экспертного совета МП СССР, рассказала, как она с желанием начала заниматься после Всесоюзного конкурса учебников (1988) по одному из учебников математики, вошедшему в тройку лучших. В этом учебнике были постоянные персонажи. Это не совсем игра, но всё же. В пятом классе отработали нормально, в шестой перешли. Читает она на уроке задачу, в которой есть персонаж Смекалкин, а по глазам видит — надоели им эти персонажи, сидят и улыбаются. На следующий день они сменили учебники. Постижение смысла изучаемого — это не игра. В игре, на тренажёре можно доводить умение до автоматического навыка, но не учиться в общепринятом смысле этого слова. Автору тезисов надо почитать про игровые технологии. Чаще всего будут попадаться статьи учителей-дефектологов. Это ни о чём не говорит? Песня про телефоны, гаджеты и компьютеры выдаёт интерес, побудивший автора тезисов их написать.]
9. Школа подавляет в детях качества, которые пригодятся им сильнее всего, — знаменитые «4К»: креативность, коммуникацию, кооперацию и критическое мышление. Слова учителя не принято ставить под сомнение, а все, что требуется от учеников, — это повторять за преподавателем. Ответы учеников оцениваются по их соответствию учебнику.
[Здесь автор тезисов совсем не знает, что «список Грефа» из «4К» взят из методичек Запада, нацеленных на обучение не самых перспективных детей. Фотографию обложки и оглавление одной такой методички я много раз приводил у себя на канале. Обучение навыкам — это не взращивание талантов, учёных, конструкторов, учителей, врачей и т. п. Это выращивание послушных овощей, не мешающих кому надо управлять обществом и страной.
Возможно, это та самая методичка, из которой Г. Греф научился учить навыкам
Видимо, Г. Грефу сообщили об этом его «проколе», и он «4К» сгруппировал в два навыка, но к ним добавил третий — под названием «эмоциональный интеллект». Интеллект — это навык? Это тот ещё теоретик в педагогике и в обучении!]
10. Школьные знания оторваны от жизни, и 90 % из них забывается очень быстро — за ненадобностью. Школа натаскивает ребенка на сдачу экзаменов, а не готовит его к жизни.
[Открою секрет, который не известен автору тезисов: в школе с помощью знаний, умений и навыков формируют и развивают речь и мышление ребёнка, способы мыслительной деятельности. Вот они и пригодятся в жизни. А конкретные знания по конкретному предмету могут не понадобиться конкретному человеку, но отсюда ничего не следует. Надо ли убирать тренировку с гантелями из физической подготовки пловца на том лишь основании, что плавать он будет без гантелей? Приведу высказывание А. Эйнштейна: «Образование — это то, что остаётся, когда забудешь всё, чему учили в школе». Надеюсь, расшифровывать не надо.]
11. Школьные учебники очень сильно устарели. Многое из того, что в них сказано, давно не соответствует действительности.
[Это повторение непрофессиональных суждений, произносимых академиками, профессорами, желающими заменить обучение знаниям обучением навыкам. Этот тезис как-то озвучивал Г. Греф перед директорами школ Подмосковья, которые прекрасно понимали, что Г. Греф не знает, что навыкам не обучают, навыки формируются в результате многократного повторения действий по освоению способов применения полученных знаний. В РАНХиГС этот тезис даже усилили. Одна дама заявила, что знания устаревают, учебники устаревают сразу после выхода из типографии, поэтому надо учить навыкам. Так не надо слушать всех дам подряд, ибо теорема Пифагора, закон Ома, законы Ньютона не устарели до сих пор, и я гарантирую, что они не устареют за всю долгую жизнь автора 11 тезиса. — Пусть живёт долго-долго, чтобы убедиться, что по молодости лет был слишком доверчив, слушая всяких профессоров и академиков из упомянутой мною выше партии.]
12. Школа учит решению задач, у которых существует один или два правильных ответа. В жизни такие задачи будут встречаться крайне редко.
[Что это? Откуда это взято? Это не наша школа такому учит, а школы в штате Орегон, если опыт не успели распространить на все Штаты? Авторы методики настаивают на том, что математические задачи могут иметь несколько ответов. У них там 2х2 = 5 не трагедия, ведь Джон старался. Требовать ответа «4» и решать математические задачи с единственным верным ответом — это расизм. Но у нас-то этого нет.
Ссылка: Листая старые статьи… О вреде алгебры и шахмат | Наблюдатель | Дзен (dzen.ru)]
13. Старая школа — это нечто среднее между казармой, тюрьмой и фабрикой. Находиться в такой школе после уроков не хочется никому.
[Ну, это опять опыт автора тезисов, который не стоит обобщать. Я 44 года работал в школах Москвы и ничего подобного от своих учащихся не слышал.]
14. У школы практически нет конкурентов, а монополизм смертельно опасен для любого вида деятельности.
[Ну так с этого и начинали бы! Чего зря воду мутить, морально не устаревший вы наш! Теперь стало понятно, для чего в предыдущих тезисах автор так старательно очернял нашу традиционную школу, называл её морально устаревшей и панически боящейся мобильных телефонов, гаджетов и компьютеров. Он видит конкурента традиционной школы. Я догадался с первого раза: это Цифровая Образовательная Система — ЦОС.]
Источник тезисов. 14 тезисов о том, почему наша школа морально устарела | Лекторий «Прямая речь» | Дзен (dzen.ru)
Вот с этой кашей в голове ребята обещают: «Профессионально организуем публичные лекции, творческие вечера, интеллектуальные мероприятия с участием известных писателей, ученых, общественных деятелей, музыкантов и актеров». Если вы организаторы описанных выше мероприятий, то со своим уставом не лезьте в чужой монастырь — в школу. Если вы учились в школе и что-то про неё помните, то это не означает, что вы можете учить учителей учить. Ровно так, как если вы были у стоматолога и видели, как он лечит, то это не означает, что вы можете учить стоматологов лечить.
Вот такие сердитые комментарии получились у меня по поводу сформулированных 14 тезисов.
Последнее: нечестное дело (необходимость введения ЦОС, МЭШ, РЭШ, ТРЭШ) можно обосновать только нечестными тезисами. Пусть автор тезисов возразит мне в комментариях на канале Наблюдатель | Дзен (dzen.ru)