Сказка о рыбаке и рыбке для директоров московских школ
Было это давно, но это чистая правда. Закончил я в 1972 году Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской.
Я был сильным студентом, проходил педпрактику у Петра Валентиновича Стратилатова, автора школьного пособия по тригонометрии. Однокурсницам нравились мои уроки, а мудрый наставник чувствовал, что я могу ещё лучше, и был предельно строг ко мне. По педпрактике я имел «4» — к удивлению однокурсниц, которым он поставил «5».
Потом я поступил работать в школу 846 в Люблинском районе Москвы. Я преподавал математику в 4-х классах (5-е классы в нынешней нумерации), вёл кружок «Умелые руки» — выжигали, раскрашивали, лакировали… Летом выезжали в турлагерь на станцию Бутово. Дети, их родители, администрация школы были мною довольны. Я рос профессионально, но по семейным обстоятельствам вынужден был искать работу в районе «Чертаново-Северное». Переехали мы туда летом, нагрузка в школах уже распределена. Я год работал воспитателем группы продлённого дня в сильной школе № 679 и вёл 12 часов математики в 4-х классах.
Со следующего года уже работал учителем математики, имел свой кабинет… Я помню свои досадные промахи, но работал над собой, было у кого спросить — рядом были опытные учителя: Варшавский И.К., Самсонова К.И. В начале 1980-х у нас в школе проходили педпрактику студентки из педагогического института им. В.И. Ленина. Руководил практикой В.А. Гусев – соавтор учебника геометрии (А.Н. Колмогоров и др.), по которому я учил свой первый физматкласс. Тот самый Валерий Александрович, который принимал у меня зачёт по математике в Летней математической школе в Красновидово под Москвой! В школу-интернат № 18 при МГУ им. М.В. Ломоносова меня, провинциального мальчика, приняли. Это при полном отсутствии опыта занятий в математическом кружке.
В.А. Гусев получил травму, и вся практика «повисла» на мне. Помню, как практикантки не отпускали меня домой. Я спросил:
— Что это вы переписываете из тетрадки в тетрадку?
— Конспект Вашего урока, нам надо его сдать на кафедру.
— А зачем вам второй экземпляр?
— Хотим оставить себе для работы.
Я улыбался в усы, но понимал, что это ещё не признание профессионализма. Потом я поступил работать в НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР, почти сразу вошёл в авторский коллектив академика С.М. Никольского, в Издательстве «Наука» в 1988 г. вышла первая книжка «Арифметика» с моей фамилией (четвёртой по алфавиту) на обложке (400 000 экз.). Все эти годы я продолжал работать в школе 679, вёл экспериментальное преподавание по своим учебникам, стал лауреатом премии мэрии Москвы в области образования, соавтором семи учебников из Федерального перечня, автором статей и книг для школьников и учителей. Потом перешёл работать в ФМШ 2007, стал заслуженным учителем РФ.
К чему это я вам рассказываю свою профессиональную историю? А вот к чему. На каждом её этапе от меня «на входе» не требовали никаких заоблачных достижений, довольствовались тем, что я старательный, заинтересован математикой, увлечён своей профессией. Регалии пришли сами собой, но если бы при поступлении на работу в первую или вторую мою школу от меня требовали то, что сейчас требуют московские школы, то я мог оказаться вне моей любимой профессии. Я, быть может, стал бы талантливым кем-нибудь другим, но так и не узнал бы, что я довольно сильный школьный учитель математики, способный писать статьи и книги. Это первое.
А вот вам и второе. Знакомый учитель математики написал мне письмо. У него есть опыт работы в школе, хорошо готовит ребят к ОГЭ и ЕГЭ — им довольны школьники и их родители, ему пишут учащиеся из других городов, он ведёт свой блог, консультирует соседских детей на детской площадке. Главное: любит свою профессию, в которую пришёл не сразу — по первому образованию лингвист, экономист, испанский, португальский, работа на Кубе, стихи на португальском, играет на скрипке, любит детей и готов служить образованию страны, а не оказывать образовательные услуги… Он неустанно повышает свою квалификацию, добирая те знания, которых ему не хватает, работает с литературой, держит меня в тонусе своими вопросами по задачам-драконам, дал много поводов для обобщений и написания статей и книг.
Оказывается, такой ценный кадр, не уступающий мне в том же возрасте, не нужен московским школам. Они, видите ли, хотят получить сразу чемпиона олимпийских игр. Им нужен учитель с опытом работы 1-3 года, с прохождением независимой диагностики (высокий — экспертный уровень). Как вам нравится — от начинающего учителя требуют уровня учителя-методиста! Это при том, что качество обучения в педвузах сознательно понижено — кто-то шибко умный решил, что учителя скоро будут без надобности, нужны будут коучи и тьюторы. В школах с помощью «очень мудрой» новой системы оплаты труда (НСОТ) пресечено наставничество и устроена конкуренция за зарплату — откуда же взяться мастерству?
Мой коллега написал в 18 школ Москвы, которые ищут учителей математики на сайтах
https://www.superjob.ru и https://www.hh.ru
Но эти школы выдвигают требования на уровне 85-96 баллов по ЕГЭ — они не понимают, что тренер не обязан прыгать так же высоко, как тренируемый им спортсмен, они не понимают, что прерывают связь поколений, что скоро у них некому будет вести предметное обучение! Они не хотят взять на работу заведомо талантливого и трудолюбивого учителя, провести его по всей программе от 5 класса и получить через несколько лет и эксперта, и методиста, и лауреата, и заслуженного олимпийского чемпиона или что там будет через несколько лет. Я очень надеюсь, что среди директоров московских школ найдётся один профессионал, который поверит, что я хлопочу за настоящего учителя.
Дорогие директора московских школ, откликнитесь, а я со своей стороны обещаю методическую и научную опеку рекомендуемому учителю и другим учителям вашей школы. Не уподобляйтесь старухе из сказки А.С. Пушкина — иначе окажетесь у разбитого корыта. И никакие студенты вам не помогут!
Шевкин Александр Владимирович,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заслуженный учитель РФ, лауреат премии мэрии Москвы в области образования.
Теги: образование, подготовка учителей, политика, политика в образовании, школьное образование