Новости

Симуляция бурной деятельности и школьная «единица»

Есть люди, плохо переносящие «повышение с забвением». Сенатор Виктор Мельхиорович Кресс — был губернатором Томской области. Каждый день его фамилия мелькала в местных и российских СМИ. А стал сенатором в Совете Федерации и о его трудовых подвигах никто не пишет…

Решил наш сенатор напомнить о себе заботой о трудящихся… учащихся. Эта забота никому ничего не будет стоить, правда, никому ничем и не поможет.

На глаза попались заметка. В Совфеде предложили упразднить «кол». trud-ru

«Как пояснил сенатор Виктор Кресс, единицу как оценку в школах уже почти не используют.

В Совете Федерации предложили отменить в школах оценку «единица». Об этом интернет-изданию «Газета.Ru» рассказал заместитель председателя сенатского комитета по науке, образованию и культуре Виктор Кресс.

«Правильно было бы убрать единицу, оставить четырехбалльную систему, так как двойка — это уже плохо. Единицу действительно в последние годы практически не используют. Когда я учился, преподаватели ставили единицу, когда разозлятся на ученика, когда он мало того, что не знает, так еще и пакостит», — пояснил Кресс…»

Навёл я справки о профессиональной деятельности сенатора до его перехода на руководящую работу.

«В 1971 году окончил Новосибирский сельскохозяйственный институт. Вначале он стал старшим, а затем — главным агрономом пригородного совхоза «Корниловский» Томского района».

И сразу всё стало понятно. Мы имеем дело со всплеском симуляции бурной деятельности в той области, в которой симулянт не является специалистом. Неужели уже забыли И.А. Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник…

Для оценки инициативы позвали эксперта:

«Комментируя эту инициативу, учитель физкультуры московской школы № 1191, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013» Юрий Шендановин отметил, что низкие оценки у школьника, в том числе «кол», свидетельствуют о некомпетентности преподавателя».

Признаюсь честно, по оценке Юрия Шендановина, я оказался некомпетентным преподавателем. Грешен, ставил «единицы». У меня была договорённость с физматклассом, что отсутствие домашней работы на уроке оценивается отметкой «1». Ребята знали, что невыполнение домашней работы по уважительной причине с предупреждением меня до урока не наказывалось плохой отметкой, работа проверялась на следующем уроке. Родители сразу видели, в чём у нас проблема. Необходимость регулярной работы не буду обосновывать. Она не только для того, чтобы научить математике, но и для того, чтобы воспитать работника.

Был случай, когда я поставил ученику «1» за отсутствие домашней работы три раза подряд! Они повлияли на средний балл в четверти, вычисляемый электронным журналом. Ученик понял, что надо перестраиваться, на четвёртый урок он принёс домашнюю работу. Эта ситуация была обыграна в серии задач на элементы теории вероятностей, которые мы потом с увлечением решали всем классом. Задачи попали в статью для учителей и даже в дидактические материалы для 6 класса, в работу со звёздочкой С–7*.

3.* Учитель запланировал проверить две домашние работы из пяти на текущей неделе. Эти две работы он выбирает случайным образом и за невыполнение домашней работы ставит в журнал отметку «1». Определите вероятность события «Вася получит ровно одну отметку «1», если он не выполнит три домашние работы из этих пяти» .

В других задачах могло быть «хотя бы одну отметку…», «ровно две отметки…». Думаю, что этот эпизод мои учащиеся запомнили на всю жизнь. У меня вопрос к эксперту Юрию Шендановину: «В чём именно проявилась моя некомпетентность в описанной ситуации?»

Продолжу цитирование статьи.

«А заслуженный учитель России, член правления Объединения преподавателей истории Тамара Эйдельман рассказала, что ставит школьникам единицы, однако не в электронный дневник, а к себе в тетрадь, чтобы ученики могли исправить оценку. Она уточнила, что ставит единицу за несданную работу, а не за очень плохую.

Со своей стороны, заслуженный учитель РФ Александр Снегуров отметил, что преподаватели не ставят «колы», поскольку руководствуются не оценкой знаний, а рейтингом школы, который состоит из успеваемости каждого ученика.

Единица как оценка ведет свою историю с 1837 года, когда в российских школах была введена пятибалльная система. Цифра «1» обозначала слабые успехи; «2» — посредственные; «3» — удовлетворительные; «4» — хорошие; «5» — отличные.

Шкала просуществовала вплоть до мая 1918 года, когда Наркомпрос РСФСР отменил балльную систему и ввел зачеты. В сентябре 1935 года в СССР была восстановлена словесная пятибалльная система отметок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо» и «очень плохо». А в 1944 году она была «привязана» к цифровой шкале».

Должен сказать, что вспышки симуляции бурной деятельности в изменении системы школьных отметок случаются с завидной регулярностью. При этом симулянты не пытаются понять, а по какой причине учителя переставили ставить «1». Я уже писал неоднократно про социалистические обязательства «Учим без двоек, учим без второгодников!», которые навязали школам накануне 100-летнего юбилея В.И. Ленина. Уже незаметно миновал 150-летний юбилей, а школы продолжают выполнять те обязательства, плодят бездельников. Почему? Да просто начальству в образовании удобно о работе учителя и школы судить по отметкам, поставленным учителем совсем с другой целью. Не надо вставать с начальственного кресла, посещать уроки, профессионально их анализировать… Удобно же! А что школа от этого загибается уже полвека — это не проблема начальников. Шерифа не волнуют проблемы индейцев!

Представьте на минутку, что в больнице провели «соревнование» между отделениями по средней температуре по отделению. Первым будет печальное отделение, которое не буду и называть. Но жизнь опережает мою фантазию. Работу больниц сейчас оценивают с учетом смертности больных. Рейтинги придумали для чего? Для удобства начальников и повышения управляемости их подчинённых. Именно из-за надуманных «соревнований» тяжелобольных или не берёт скорая — под тем или иным предлогом, или вывозят иногда умирать вне стен больницы. Это оборотная сторона рейтингов и удобства для начальников.

В моём медицинском примере совершенно очевиден вред такого «соревнования». В образовании он тоже очевиден, надо только подумать. Лучше бы сенатор предложил Министерству просвещения пересмотреть систему оценивания работы школ и учителей, убрав из неё школьные отметки… Но это уже надо работать, а не симулировать заботу о трудящихся… учащихся.

Другие публикации по теме.

«Карательная оценка»: в России призывают убрать единицу из школы. «Газета.Ru»

Эксперт: «Единица» в системе школьных оценок нужна, так как предполагает полное незнание материала.  Рамблер

Радио Маяк. Физики и лирики. Отметки в школе: за и против

Напомним те времена, когда «единицы» ставили в дневники. Разумеется, стихотворение С.Я. Маршака шуточное, но в нём нет следов «карательной отметки», зато есть правильная реакция родителей на учебные неудачи сына, отмеченные низшим баллом.

Про одного ученика и шесть единиц

Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.

Где твой дневник? – Спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: «Очень плохо».

Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: – Шалопай!

Чем заслужил ты единицу?
– Я получил её за птицу.

В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.

– За это, – мать сказала строго, –
И единицы слишком много!

– У нас отметки меньше нет! –
Промолвил мальчик ей в ответ.

– За что вторая единица? –
Спросила старшая сестрица.

– Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.

Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.

Отец воскликнул: – Крокодил,
За что ты третью получил?!

– Я думал, что гипотенуза –
Река Советского Союза.

– Ну, а четвертая за что? –
Ответил юноша: – За то,

Что мы с Егоровым Пахомом
Назвали зебру насекомым.

– А пятая? – спросила мать,
Раскрыв измятую тетрадь.

– Задачу задали у нас.
Её решал я целый час,

И вышло у меня в ответе:
Два землекопа и две трети.

– Ну, а шестая, наконец? –
Спросил рассерженный отец.

– Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин Нос?

А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин…

– Ты очень скверный ученик, –
Вздохнув, сказала мать. –

Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!

                  ***

Ленивый сын поплелся прочь,
Улегся на покой.
И захрапел. И в ту же ночь
Увидел сон такой.

Жужжали зебры на кустах
В июльскую жару.
Цвели, качаясь на хвостах,
Живые кенгуру.

В сыром тропическом лесу
Ловил ужей и жаб
На длинном Ванином Носу
Крылатый баобаб.

А где-то меж звериных троп,
Среди густой травы,
Лежал несчастный землекоп
Без ног, без головы.

На это зрелище смотреть
Никто не мог без слез…
– Кто от него отрезал треть? –
Послышался вопрос.

– От нас разбойник не уйдет.
Найдем его следы! –
Угрюмо хрюкнул бегемот
И вылез из воды.

– Я в порошок его сотру! –
Воскликнул кенгуру.
– Он не уйдет из наших лап! –
Добавил баобаб.

                     ***

Вскочил с постели ученик
В шестом часу утра.
Пред ним лежал его дневник
На стуле, как вчера…

Теги: , , ,

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал