Росийским школам предложили целиком перейти на пятидневку — Газета Труд
В российских школах предложили ввести укороченную учебную неделю. Как рассказали в пресс-службе министерства образования Московской области, подмосковные средние учебные заведения с 1 сентября уже перешли на пятидневный режим учебы, сообщает DEITA.RU.
Данную инициативу поддержала и Общественная палата РФ. Глава комиссии ОП по поддержке семьи, материнства и детства Диана Гурцкая, комментируя предложение, отметила, что современные школьники очень перегружены. Освобождение субботы от учебных занятий может дать детям хороший шанс отдохнуть от напряженного графика и посвятить время дополнительным занятиям и саморазвитию.
Также, добавила Гурцкая, ряд исследований доказали, что 40-минутные занятия оказываются для детей более эффективными и приносят больше пользы, чем 45-минутные.
Комментарий. Я привёл скриншот страницы официального сайта крупного роССийского издания, которое с опечаткой в заголовке и без выражения явного отношения к событию опубликовало новость про образование в России. А суть предложения заключается в том, чтобы и дальше опускать российское образование — вопреки заданию Президента РФ Путина В.В. вывести российское образование в первые строки мирового рейтинга.
Замечу, что на рубеже веков уже вводили 40-минутные уроки, помучились, помучились — и отменили это «эффективное» новшество. Начинается новая атака. Получается как в известной сказке: Греф бил-бил — не разбил, Кузьминов бил-бил — не разбил, Фурсенко бил-бил — не разбил, а Диана Гурцкая бежала, про исследования рассказала, образование упало и разбилось. Только в отличие от Бабки с Дедом никто из перечисленных персонажей не будет плакать над разбитым российским образованием. Они даже обрадуются, посчитав, что сделали полезное (для кого?) дело.
А теперь посчитаем. В школе предлагают оставить 5 учебных дней вместо 6 и в каждом уроке 40 минут вместо 45. То есть от 11 лет учебного времени оставят
5/6 * 40/45 * 11 = 8,15 учебного года, которые будут растянуты на 11 календарных лет. Вот без этой меры добить российскую школу было трудно.
Обучать эффективнее и за меньшее время можно, но это требует возврата к систематичности изложения знаний, сохранения фундаментальности образования, а нас зовут совсем в другую сторону: учить методом «делай как я, не важно, что ты ничего не понял». Этот метод усиливается введением в учебный процесс книжек для подготовки ЕГЭ-ОГЕ-ВПР, использованием разрозненных материалов, разбросанных на просторах Интернета (МЭШ-РЭШ). Добавляя к этим поражающим факторам ещё и сокращение учебного времени, получим продолжение падения уровня образования при повышении средних баллов ЕГЭ-ОГЭ-ВПР, что будет достигаться понижением планки требований. Это мы и наблюдаем в последнее время.
Так что, Владимир Владимирович, Дмитрий Анатольевич, и не мечтайте о том, чтобы поднять российское образование в мировом рейтинге. Это возможно только при более быстром ухудшении положения с образованием у наших конкурентов. Пока у вас работают такие чиновники и такие советчики, читающие совсем не те исследования, мечты откладываются.
Если эту мою реплику прочитают Диане Гурцкой, то очень прошу её прислать название исследования об эффективности усечения образования. Я с удовольствием почитаю это открытие и обещаю популяризировать его у себя на сайте. Когда-то я неплохо спорил на эту тему с Г.В.Дорофеевым — материал есть в разделе СТАТЬИ. Поспорю ещё.
Адрес для связи: avshevkin@mail.ru
Шевкин Александр Владимирович, опытный школьный учитель математики.