Родители анализируют учебники математики для школы
В связи с разрастанием обучения на дому родителям приходится самим выбирать учебники для обучения своих детей, естественно, что они ищут наиболее понятные и доступные учебники, выводящие учащихся на хороший результат.
Привожу рассказ родительницы о своём выборе. По ссылке под этим рассказом есть комментарии других родителей — тоже весьма интересные.
«Хотела еще несколько слов написать, почему среди всех учебников 5-6 класса, в том числе и хороших, я отдаю предпочтение именно Никольскому.
Раньше даже мне причины моего выбора не были настолько очевидными, но сейчас, когда я углубилась в тему рабочей памяти, я уже отчетливо вижу выверенность методики Никольского.
Приведу пример.
Виленкин или Мерзляк в 5 классе дают десятичные дроби, в первом полугодии 6 класса — обыкновенные, и оба они, давая понятие отрицательного числа, дают его на всех изученных числах сразу: целых и дробных обоих видов. И рабочая память ребенка сразу же загружается: надо помнить правила всех 4 действий с числами обоих знаков, где там сложить модули, где вычесть, все эти «плюс на минус дает минус, а минус на минус дает плюс», и параллельно с этим держать и приведение к общему знаменателю, и число знаков после запятой и тд. Это как неумелому жонглеру вручить сразу кучу шариков.
Как делает Никольский.
Он дает понятие отрицательного числа поначалу только на целых числах, при том, что уже изучены классом ранее обыкновенные дроби и все действия с ними. Все: сравнение, противоположные числа, модуль, 4 действия и все законы — только на целых числах. Один шарик пока, занимаемся только знаками, привыкаем только к тому, что теперь будут не только положительные числа, да нуль.
Отработали весь блок, и потом Никольский повторяет все то же самое на обыкновенных дробях. Снова сравниваем, складываем, вычитаем, умножаем, делим, уже прекрасно все зная про знаки и правила работы с ними, но сейчас ребенку добавлен второй шарик к уже привычному первому. В конце этого блока добавляется работа со смешанными числами, только после того, как все было отработано на правильных дробях без целых частей.
Затем Никольский дает тему десятичных дробей и после нее уже вводит понятие о десятичных дробях произвольного знака. И в конце этого, уже короткого, параграфа дает вычислить выражения, где вперемешку встречаются обыкновенные и десятичные дроби, как положительные, так и отрицательные. Он этими заданиями ЗАКАНЧИВАЕТ, тогда как Виленкин с Мерзляком ими сразу и начинали.
Не зная всех нюансов, можно, открыв учебники Виленкина или Мерзляка, решить, что они сильнее — вот, что дети решают уже в начале второго полугодия, а у Никольского ерунда типа -5+3. Но дело не в том, чтобы сразу задать позабористей «а мы вон что с детей уже требуем». А в том, чтобы по кирпичику заложить прочный фундамент, чтобы провести ребенка за руку по всем темам, чтобы новые знания опирались на старые, и чтобы давать юному жонглеру новый шарик тогда, когда старыми он оперирует уже мастерски. По одному за раз.
Это и есть разумные ожидания от рабочей памяти и шанс для всех, даже слабых детей. Это пособие, которое создал МГУ, чтобы получить тех абитуриентов, которых потом будет легче учить в своих стенах.
Вот поэтому мои курсы идут по планированию и логике Никольского, хоть к его объяснениям я обильно добавляю свои, в том числе иногда оживляя математические факты своим любимым приёмом олицетворения.
И это не просто рассказ об учебнике. Это методический принцип, применимый к любому обучению».
https://m.vk.com/wall-116958555_67502
Если есть вопросы по нашим учебникам: почему так? А не будет ли лучше (проще) так? — Пишите: avshevkin@mail.ru