Послесловие к Указу Президента РФ от 21.07.2020. Образование
Фото: Kremlin.ru
Сегодня на сайте Кремля опубликован Указ о национальных целях развития России до 2030 года. Текст Указа можно прочитать по ссылке. Приведу лишь те его места, которые хоть как-то касаются образования.
1. Определить следующие национальные цели развития Российской Федерации (далее – национальные цели) на период до 2030 года:
а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
б) возможности для самореализации и развития талантов;
…
д) цифровая трансформация.
2. Установить следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году:
б) в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов»:
вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
…
увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года;
…
д) в рамках национальной цели «Цифровая трансформация»:
достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления…
http://www.kremlin.ru/acts/news/63728
Давайте всмотримся в перспективы развития образования на 10 лет, чтобы потом не было мучительно больно сравнивать намеченные планы и результаты их реализации.
Составители документа учли прошлые ошибки, вызвавшие шок от сравнения планов, написанных в 2008 году, с результатами их реализации в 2020 году. Понятно, что за 12 лет прилетели «чёрные лебеди» (Крым, Сирия, информационная война против России, политические и экономические санкции «всего прогрессивного человечества»). В новом плане одни благие пожелания и минимум конкретных целей, которые можно было зафиксировать уже в опубликованном Указе.
Обращаю внимание на противоречия, заложенные в понимании целей развития образования.
1) Историки не припоминают, чтобы накануне Великой отечественной войны «партия и правительство» в СССР ставили цель войти в рейтинг образования нашего вероятного противника — фашистской Германии, с которой накануне войны мы не находились в состоянии информационной и экономической войны. В СССР не предпринимали каких-либо усилий по сопоставлению уровня нашего образования с уровнями образования стран «прогрессивного человечества» того времени, а занимались сугубо внутренней проблемой обеспечения кадрами всех отраслей народного хозяйства, подъёмом образования и науки в целях обеспечения решения задач внутреннего развития и обороны.
В настоящее время «прогрессивное человечество» в лице США, Великобритании, Голландии и прочих вассалов США уже давно ведёт информационную и экономическую войну против России, они давно рассматривают нас в качестве врага и не скрывают этого. Поэтому планы вхождения во вражеский образовательный рейтинг — как первая цель развития образования — это симуляция деятельности вместо реального развития образования. Если наши «заклятые друзья» поставят нас, для примера, на 12-е место, то будет ли достигнута поставленная цель? Формально — нет. Кто в этом будет виноват: Президент РФ В. В. Путин? Министерство просвещения? Министерство образования и науки? Или плохой народ, доставшийся хорошим руководителям?
Вывод: цель попадания во вражеский рейтинг, перекочевавшая в Указ из НП «Образование», должна быть заменена постановкой конкретных целей, достижение которых зависит не от действий наших «заклятых друзей», а от политики, проводимой Президентом РФ, Министерством просвещения, Министерство образования и науки.
2) Цель формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся — это пустая декларация, это подмена настоящей государственной цели развития общедоступного образования.
Если не поставлена задача подготовить поле к посеву, провести сев и все мероприятия по агрономическому регламенту, то как можно ставить цель набрать в этом поле какое-то количество сильных колосков? Пока что наша образовательная политика выглядит именно как «точечная агрономия»: найти несколько сильных всходов, ухаживать за ними, вытаптывая во время такого «ухода» потенциально сильные колоски, которые, быть может, дадут на 2-3 зерна меньше рекордсменов, но своим количеством вполне обеспечат хороший урожай, если «агрономы» прекратят их вытаптывать.
У нас в среднем образовании всё внимание уделяется выявлению и продвижению талантов при наплевательском отношении к должному развитию потенциала ВСЕХ ДЕТЕЙ. Это расточительство и варварство, граничащее с фашисткой идеологией, с разделением школьников в раннем возрасте на страты, с педологическим отбором по социальному происхождению и пр. Это варварство не случайность, а целенаправленная политика возрождающих «репрессированную науку» педологию под руководством известного психолога А.Г. Асмолова. Оно проводится под треск фраз о свободе выбора, о выборе собственной траектории развития, о вариативности образования и пр., но объективно направлено против развития образования. При бедности наших ресурсов и продолжающемся их выкачивании, обеспечивающем дальнейшее процветание тех, кто уже информационно и экономически воюет с нами, надо заботиться о всемерном развитии каждого ребёнка на максимум его возможностей и способностей. Надо заботливо ухаживать за всеми колосками, а не за несколькими, в выборе которых могли быть допущены ошибки, главная из которых — затаптывание соседних колосков.
Вывод: в Указе ставится цель обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования, но этого мало. Цель не может быть достигнута без создания эффективной системы дошкольного и школьного образования. Здесь надо начинать с пересмотра сделанного за почти 30 лет в «реформировании» отечественного образования в интересах торможения нашего развития.
Как можно ставить цель построения эффективно работающей системы высшего образования, если нет задачи обеспечить систему хорошо подготовленными в школе кадрами? Необходима постановка цели построения эффективно работающей системы дошкольного и школьного образования. Очевидно, что «точечная образовательная политика», при всей её кажущейся экономической эффективности, не решает поставленной задачи, так как она уже проводится не первый год, а кадровый голод в стране только нарастает. «Эффективные менеджеры» в образовании должны бы знать, что скупой платит дважды.
3) Для решения поставленных задач необходимо провести тщательную ревизию кадров, работавших много лет на усугубление положения в образовании. При этом надо учесть, что это усугубление не было проявлением непрофессионализма, ошибок и просчётов. Наоборот — оно было высокопрофессиональным исполнением задач, поставленных перед «реформаторами» отечественного образования нашими внешними управляющими.
Кажется, принятие поправок в Конституцию РФ освобождает нас от необходимости исполнять решения, навязанные нашими «заклятыми друзьями», а также содержать в руководстве образованием и среди его реформаторов кадры, навязанные нам внешними управляющими.
Оставление формулировок целей в тексте Указа без изменения или без конкретизации этих целей в других нормативных документах не сможет обеспечить осуществление прорывного развития Российской Федерации.
P. S. О профессионализме разрушителей нашего образования разговор отдельный — к нему мы обязательно вернёмся.
Теги: Власть, образование, образование 2030, общество