Новости

МЕЧТА О ШКОЛЕ БЕЗ ЕГЭ

Возвращаемся к предложению отказаться от ЕГЭ.
Текст А.В. Иванова

16 марта, за два дня до выборов, прошла информация, что группа депутатов Госдумы в очередной раз внесла законопроект об отмене ЕГЭ (см., например,  https://ria.ru/society/20180316/1516518328.html). Новость широко разошлась по социальным сетям и снова вызвала всеобщее одобрение. В различных новостных сообществах опять прошли опросы «за» и «против» ЕГЭ, и подавляющее большинство ещё раз сказало категорическое «против» (см. https://vk.com/album-62604527_228835393 ). Народ как праздника ждёт избавления образования от этой рукотворной чумы и все подобные новости воспринимает с надеждой: а вдруг на этот раз состоится?

Точно также на рубеже прошедших двух столетий мечтал мужик-крестьянин, что в России «уравняют землю», ждал царской «милости о земле». Ибо видел он, что существующее распределение угодий убыточно и стране, и царю. Всем убыточно, кроме жалкой кучки паразитов. Милости он не дождался. Но явилась партия, которая поняла и поддержала эту мечту, а народ поддержал партию.

Нынешние оппозиционные думские фракции учили историю. Не случайно в их программах тема ЕГЭ отражена со знаком минус. Правящая «Единая Россия» – исключение, что в полной мере характеризует степень её «народности». Обсуждаемый законопроект инициировал депутат Б.Чернышев (ЛДПР), и это тоже не случайно. В.Жириновский обладает отличным чутьем, благодаря которому его партия четверть века стабильно занимает свою политическую нишу. Но нас в этой истории интересует одно: насколько велики шансы принятия проекта?

Дума предпринимала уже несколько попыток исправить ситуацию с ЕГЭ. Например, были инициативы от КПРФ. Суть их в том, чтобы сделать ЕГЭ добровольным. Эти предложения провалили, и жалеть тут не о чем. ЕГЭ сегодня выполняет две функции: примитивной аттестации (русский язык и базовая математика на минимальный балл) и вступительных экзаменов в вуз. КПРФ предлагала (и продолжает предлагать) дать возможность выбора между обычными экзаменами и ЕГЭ. Но о каком выборе здесь идёт речь? Если об аттестации, то нынешняя система аттестует практически всех. Кто захочет вместо двух простейших ЕГЭ сдавать прежние выпускные экзамены? Разве только абсолютные бездельники в надежде на то, что школа им натянет тройку, а на примитивном, но «честном» ЕГЭ всё-таки можно споткнуться. Учителю нужен такой подарок?

А если вести разговор о вступительных экзаменах, то здесь совсем другая картина. Выбор можно предлагать по-разному. Первый вариант — дать возможность сдавать и ЕГЭ, и обычные вступительные экзамены. К чему это приведёт — гадать не надо. Большинство абитуриентов будет использовать ОБЕ ВОЗМОЖНОСТИ, чтобы повысить свои вступительные шансы. И кому от этого станет легче?

Есть и второй вариант: заставить выбирать строго одно из двух. Для детей и родителей это будет выбор в условиях неопределённости. Если с ЕГЭ всё более-менее ясно, то обычные экзамены в разных вузах разные и заведомо неравнозначны. В престижные вузы проходят далеко не все. Значит, будет масса обиженных, которые свою неудачу будут связывать в первую очередь с тем, что конкуренты прошли через «другой экзамен», причём «виноваты» будут и те и другие. Одно это вызовет резкий всплеск социальной напряженности.

Пыталась бороться с ЕГЭ и ЛДПР. Их предложение состояло в том, чтобы ЕГЭ — убрать, в школе восстановить обычные выпускные экзамены, а в вузы принимать всех без вступительных испытаний, ибо «выпуск школ уже равен количеству бюджетных мест». Если первая часть инициативы возражений не вызывает, то вторая была просто убийственна для высшего образования. Бюджетный набор в вузы составляет 57% от выпуска школ, но дело в том, что бюджетные места имеют разную востребованность. На одни специальности конкурс (реальный) составляет 20 человек на место, а на другие на 20 бюджетных мест едва набирают четверых. Топовые вузы окажутся десятикратно переполнены студентами. Но они не резиновые, организовать качественный учебный процесс в такой ситуации невозможно. В общежитие тоже не поселишь 10 человек на место, а значит «мальчик из провинции» не сможет гарантированно его получить, что сразу закроет дорогу в лучшие вузы массе ребят из не очень обеспеченных семей. А что делать с толпой неучей, которые заполнят аудитории? Массово отчислять за неуспеваемость. Так это хуже вступительных экзаменов во всех отношениях, в том числе и по финансовым затратам для казны и родителей.

Кроме того (и это главное), если дать всем волю поступать, куда хочешь, то непрестижные специальности отомрут сразу, на них желающих не найдётся. А речь идёт о специальностях, жизненно необходимых для страны. То есть, по сути, предложенный законопроект был масштабным вредительством, его принятие было исключено. Здесь надо подчеркнуть, что даже те силы, что желают побыстрее привести нашу страну к концу, не действуют столь прямолинейно: подобные шаги сразу вызовут защитную реакцию. Их методы тоньше, деструкция должна быть «мягкой и естественной».

Нынешняя версия законопроекта от ЛДПР вполне разумна. Предлагается восстановить государственные вступительные экзамены в вуз, что «позволит определять уровень поступающих исходя из их знаний, а не на основании сомнительных результатов ЕГЭ, и позволит проводить более качественный отбор среди кандидатов на поступление в образовательные учреждения высшего образования» (см. https://ldpr.ru/power/Bills/On_Education_in_the_Russi.. ). Закон предлагается ввести в действие с 1 сентября 2019 года, то есть фактически он может начать работать со вступительной кампании 2020 года. 

Проблема в том, что вся наша система образования уже срослась с ЕГЭ, причем именно как вступительным экзаменом в вуз: родители отдают детей к репетиторам чуть ли не с пятого класса, школа натаскивает на ЕГЭ, а во многих университетах уже давно забыли, что такое свои вступительные испытания. Свалить эту систему одним махом при упёртом противодействии Минобра, при большинстве ЕР в Думе не получится. Они найдут аргументы, начиная с затасканного тезиса о «мальчике из провинции», который «без ЕГЭ не сможет поступать в столичные вузы». 

Здесь надо бить в самое уязвимое место: школа должна стать школой. Той, в которой формируется культура народа, где учат всех, всему и всерьез, а не натаскивают (в лучшем случае) на две-три егэшные дисциплины. Пусть вступительные ЕГЭ останутся (пока), но вне школы, после получения аттестата, и исключительно для желающих как вступительные экзамены в вуз.

В таком качестве ЕГЭ утратит разрушительное воздействие на школу, и есть все основания полагать, что Минобр откажется от проведения единых экзаменов и передаст вступительные испытания вузам, как это было раньше. Сам передаст, плавно и постепенно, потому что работать за вузы, не имея за это ничего, кроме справедливых нареканий, чиновникам нет смысла.

Технология мягкого выхода из катастрофы ЕГЭ разработана. Первый её шаг прописан в карельском законопроекте об отделении школы от ЕГЭ. Суть этого проекта кратко изложена в подцепленном ниже выступлении профессора А.В.Иванова на круглом столе в Госдуме 20.02.2018. Над дискредитацией карельской инициативы бились лучшие специалисты Минобра и всевозможные доморощенные аналитики, но ничего вразумительного не придумали. И это ещё один аргумент в пользу того, что так и надо действовать.

https://www.youtube.com/watch?v=_KHcYZatwk4

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал