Как из нужды делают добродетель
Скандал, случившийся с Никитой-бесогоном и эффективными менеджерами канала «Россия-24», вряд ли связан с разоблачениями бесовской сущности Билла Гейтса, которые позволил себе Н. С. Михалков.
Гейтса давно обличают во всех смертных грехах – «По рогам ему и промеж ему» – а ему все равно, он не внемлет ничему. И почему он должен остро реагировать на речи режиссера?
Более интересна жесткая реакция начальства в связи с тем, что Н. С. Михалков критически отозвался не только о далеком Гейтсе, а и знатных людях нашего города – главе Сбербанка Г. О. Грефе и главе верхней палаты В. И. Матвиенко. Которые отметились чрезвычайно энтузиастическим отношением к практике дистанционного образования.
Греф, давно уже выдвигающий смелые идеи насчет реформирования школы, сегодня, когда по причине морового поветрия закрыли школы и институты, ощутил себя на коне:
«Последние три года мы очень активно разрабатывали школьную цифровую платформу, наша цель была в следующем году, с 1 сентября 2021 г. эту школьную платформу разместить в тысяче школ. А с 1 сентября 2020 г. — в 150 школах. Что сделал с нами кризис? За полтора месяца кризиса, по просьбе губернаторов и директоров школ, мы развернули эту платформу в двух тысячах школ, и сегодня на ней уже реально учатся 500 тысяч школьников».
О благодетельной эпидемии говорила и В. И. Матвиенко:
«Будущее именно за такой системой. Во всяком случае, я придерживаюсь такой позиции… Надо понимать, что дистанционное обучение теперь уже не будет практиковаться как резервный, временный способ только в чрезвычайных ситуациях вроде нынешней, оно имеет немало плюсов».
О прогрессивном Я. И. Кузьминове и говорить нечего. Он страстный партизан онлайн-жизни, а тут счастье привалило в виде заразы, когда воленс-ноленс пригодится жить онлайн.
Конечно, в экстренных условиях в народном просвещении приходится прибегать к любым средствам, поскольку альтернатива – вообще потеря года, а то и более.
Вспомним, как выглядело школьное дело в годы войны, да и в послевоенные годы при тогдашней страшной разрухе. Не говорим уже о детях, попавших в зону боевых действий или под оккупацию. Но и относительно благополучном тылу была нехватка всего – школьных зданий, преподавателей, учебников и даже простейших принадлежностей для письма. Чтобы дети писали прописи и решали арифметические примеры, в ход шла уже исписанная бумага и старые газеты – нужда заставит.
Однако, никому не приходило в голову объявлять такие приметы лихолетья нормой. Все ждали, когда школы вернутся к своему обычному состоянию.
Нынешнее онлайн-образование – это примерно как писать на старых газетах. В принципе можно, но удобство соответствующее. Даже и при живом контакте учителя и ученика не все получается ладно, сколь же неладно выходит при электронном общении. Жалоб предостаточно.
Но кроме неизбежных блох в программном обеспечении, дающих соответствующее качество интерфейса, кроме того, что не всякий преподаватель является продвинутым интернет-пользователем – а что делать Марьиванне, учительнице начальных классов? – кроме того, что и ученики не все компьютерные гуру, есть еще два принципиальных возражения против онлайнобесия, объявляемого ныне лекарством от всех скорбей.
Во-первых, сейчас все говорят о самоотверженном служении врачей – хвала им и нижайшая благодарность. Но зададимся вопросом: что было бы, если бы медицинский кадр был подготовлен по онлайн-методике Грефа-Кузьминова? Анатомический театр онлайн, визуальная диагностика онлайн, прощупывание «болит – не болит» онлайн etc.
Слава Богу, что реформаторы образования пока не очень наследили в медицине – иначе никакая самоотверженность не помогла бы.
Но это относится далеко не только к медицине, она просто – самый яркий пример. А подготовка офицеров? инженеров? химиков? биологов? Проводить маневры онлайн и резать лягушек онлайн?
Да и вообще уже много веков личное ученичество считалось краеугольным камнем образования. Но, конечно, Греф знает лучше.
Во-вторых, есть такой образовательный феномен, как одноклассники, однокурсники, однокорытники. Т. е. система социальных связей, приобретаемая в процессе образования, которую онлайн не получишь. Те же американские университеты Лиги Плюща, которые для наших реформаторов, как свет в окошке, как раз очень сильно дают эти социальные связи – за что образование в них так и ценится.
См. также неполиткорректное высказывание премьера С. Ю. Витте о выпускниках привилегированного Императорского училища правоведения – «Правоведы все держатся друг за друга, как жиды в своем кагале». Онлайном такого не возьмешь.
И кстати, если дистанционное образование – не вынужденная мера в час лихолетья, но всеобщее светлое будущее, то зачем ВШЭ завладевает, как не в себя, все новой и новой недвижимостью? Оставить одно здание под дата-центр, а остальные площади отдать для богоугодных дел – лазареты, богадельни etc. Ну, и небольшой офис для ректората.
В нынешнем онлайнобесии примечательна неспособность апостолов нового учения отвечать на простейшие вопросы вроде вышеприведенных. Обыкновенно так ведут себя люди, в принципе не готовые кому-либо отдавать отчет.
Максим СОКОЛОВ.
Источник.
Комментарий. Известный поэт в журналистской прозе Максим Соколов в представлении не нуждается. Если Вы прочитали хотя бы один его текст, вы ни за что не пропустите следующий. Настолько остроумно, точно, изящно, колко, с историческими и литературными отсылками — ну что я рассказываю? — Вы только что прочитали.
Большое спасибо Максим! Пользуюсь совсем нечастой возможностью притащить на свою страничку Ваш текст про ОБРАЗОВАНИЕ, про дела наши мирские.
Замечательна мысль о врачах, которые самоотверженно нас спасают, рискуя жизнью и погибая. На войне — как на войне. Низкий им поклон! Им в помощь традиционное медицинское образование, а не онлайн-обучение. Кстати, стесняюсь спросить: правда ли, что Валентине Ивановне Матвиенко, желающей уравнять в правах два способа обучения — человеческий и онлайн, всё равно у кого лечиться: у традиционно обученного врача или онлайн-врача? Только не говорите мне, что ей всё равно! Депутаты и сенаторы явно не у наших докторов лечатся, иначе не допустили бы мракобесной оптимизации здравоохранения с сокращением коечного фонда и медперсонала что-то под 40 %, не допустили бы чудовищной интенсификации труда врачей с сумасшедшими нормами: 2 мин на забор крови в лаборатории, 15 минут участковому педиатру и участковому терапевту на приём одного пациента.
Вот чего я уже 47 дней отсидел в самоизоляции? — А чтобы не заболеть всем сразу. Ведь число коек в Москве с 2011 по 2019 год сократили с 82000 до 46807. Спасибо Валентине Ивановне, Сергею Семёновичу и другим мудрым руководителям за заботу и наше добровольное самозаточение! А что было бы, если бы они получили онлайн-образование?
Я заговорил про НАШЕ здравоохранение потому, что оно касается всех, кроме депутатов и сенаторов. И сейчас это самая горячая тема. Тема человеческого образования или онлайн-обучения касается не каждого. Сейчас. Когда коснётся — попадёте к хирургу, стоматологу, получившему онлайн-диплом, вы обязательно вспомните про образование, про то, что зря тогда не возмутились, не поддержали Н.С.Михалкова, М.Соколова и других здравомыслящих граждан, призывавших власти одуматься. Да поздно будет! Нет, пусть этот сюжет будет плодом моего разгорячённого воображения, а вы будьте здоровы и не болейте. А в случае чего к онлай-врачам не ходите.
Что касается образования, то лучше Максима Соколова я всё равно не скажу. Умолкаю.
Теги: здравоохранение, Максим Соколов, образование, онлайнобесие