Новости

Чего не хватает Российскому образованию?

Узок круг реформаторов,
страшно далеки они от школы.


Пролог
По крутой лестнице карьерного роста взлетел молодой человек с разносторонним, в том числе и иностранным, образованием, последняя ступень которого — Институт менеджмента и маркетинга. Теперь он директор направления «Молодые профессионалы» в Агентстве стратегических инициатив, созданном по указанию премьера В.В.Путина. Я бы только радовался за него, за то, что среди тех, кто идёт нам на смену, есть такие креативные специалисты, но моей радости мешает знание нескольких публикаций нашего героя.

Провозвестник новой школы или… ?
На страничке журнала «Русский пионер» Дмитрия Пескова представили как специалиста по новым формам образования: «Первый Урок Будущего мы решили посвятить будущему самих уроков и обратились с просьбой рассказать об этом к тому, кто знает о будущем образования почти всё. Потому что сам это будущее придумывает».

https://www.youtube.com/watch?v=D93jJwwVVGs
 (дата последнего обращения 06.06.18).

Удивившись, что выступление Д.Пескова «Уроки отменяются», имеющее далеко идущие последствия, опубликовано давно, но осталось незамеченным общественностью, я взял на себя труд записать его на бумаге. Текст Д.Пескова (Д.П.) делю на смысловые куски, располагая в той же последовательности, и комментирую.

Д.П. Школа сегодня — это здания, в которые мы приводим своих детей каждое утро. Они садятся за парты и 10 лет подряд поточная система. Они там учатся, они получают оценки, списывают друг у друга задания, сдают тетради на проверку, ходят на классные собрания. Потом сдают экзамены, готовятся к ЕГЭ и т. д. и т. п.

А.Ш. Откуда наш герой набрался таких безрадостных картинок? Нельзя же так беспощадно обобщать свой печальный школьный опыт. А если в Воронежской гимназии № 1 было не всё так скучно, то зачем сгущать краски? В чём интерес? Кстати, позиционируя себя как знатока будущей системы образования, должен бы знать, что в российской школе уже давно учат не 10, а 11 лет.

Д.П. Ничего этого в образовании будущего не будет вообще. Исчезнет практически всё. Исчезнут учителя в обычном понимании этого слова, исчезнут стены школы как основная функция школьного образования, которая его ограничивает. Исчезнут оценки в тетрадях, исчезнут сами тетради, исчезнут даже учебники. И уж точно не будет ЕГЭ.

А.Ш. Про стены — просто шедевр! Только не волнуйтесь, они вернутся в начале 4-й минуты монолога. Учебники тоже вернутся, только в компьютерном варианте. А вот ЕГЭ не жалко.

Д.П. Увидеть, каким будет образование через несколько лет легко: посмотрите на образ жизни, который наиболее привычен для ваших детей — и вы сразу легко поймёте про школьное образование будущего… Вся школа будущего будет преобразованная компьютерная игра, где границы между виртуальностью и реальностью не существует. Представьте себе такую школу будущего, в которой, да, существуют стены, безусловно, там будут какие-то уроки и всё. Больше ничего общего с нынешней системой нет.

А.Ш. Вот, оказывается, откуда наш герой знает всё про будущее образования! Давайте применим его «научный метод» и попробуем определить, какой должна быть современная школа, опираясь на образ жизни, который был нам наиболее привычен в нашем детстве. Моё поколение играло в футбол, в лапту, в «чижика», в прятки, в «войнушку», но что-то я не припомню, чтобы позже хоть как-то элементы этих игр вошли в учебный процесс, а уж тем более, чтобы учебный процесс превратился в эти игры. Так что «научный метод» нашего героя — наблюдение за образом жизни детей — это от лукавого, это попытка выдать желаемое за действительное. Ничего-то он не знает о будущем образования! Но если «границы между виртуальностью и реальностью не существует», то это к доктору! Да, обратите внимание: школьные стены вернулись на свое законное место вместе с их основной функцией, вместе с уроками. Напоминаю: мы обсуждаем выступление маэстро на тему «Уроки отменяются».

Д.П. Ваш ребёнок приходит в школу, он получает некий набор заданий… у него есть система доступа. Например, для того, чтобы перейти на следующий уровень умений, ему необходимо выполнить какие-то задания. Выполнив задание, например, по русскому языку, математике и английскому языку, он переходит на новый уровень мастерства… Он выполняет задания и получает определённые баллы. Эти баллы он может потратить на сладкие вещи в школьном буфете, на доступ к компьютерному времени, на индивидуальную консультацию преподавателя.

А.Ш. В этом фрагменте фантазий нашего героя мы видим, что оценка (правильнее: отметка) не исчезла, как он обещал. Или баллы — это не про отметку? Что из того, что наш мечтатель включил отметку в товарно-денежные отношения? Это в духе наших экономистов из ВШЭ, обозвавших служение образовательными услугами и мечтающих сделать эти услуги платными. Но пока ещё это противоречит Конституции РФ. А переход на следующий уровень мастерства — сколько их будет в учебном году? за всё время обучения? — это разве не момент фиксации (отмечания — отсюда «отметка») соответствия знаний и умений ученика некоторому эталону? Так зачем «наводить тень на плетень» про исчезновение оценок?

Не буду повторять хорошо поставленную нашим героем рекламу компьютерных технологий. Сомневаюсь, что она для него бесплатная — в других местах он писал (или говорил) об успешном сотрудничестве его фирмы с иностранными компаниями, производящими компьютеры, выдавая их согласие на совместную работу по внедрению их технологий в наше образование за поддержку его реформаторских идей. Я «стреляный воробей» и не так наивен, чтобы верить Д.Пескову. Ну не встречал я ещё мух, отказавшихся от мёда! Согласие зарубежных компаний заработать на российском рынке с помощью нашего героя никак не убеждает меня в правильности его идей, так как их интересует не влияние их технологий на образование России, а объёмы продаж. А он расхваливает достоинства виртуального учебного процесса, в котором «границы между виртуальностью и реальностью не существует». Влияние такого учебного процесса на неокрепшую детскую психику пусть оценят доктора, а по сообщениям СМИ я знаю о тяжелых случаях игровой зависимости, разрушающей личность ребёнка, даже видел на экране картинку и слышал истошный сатанинский крик ребёнка, которого не пускают к компьютеру. Знаю о случае убийства семиклассником родной матери за то, что за плохие отметки она отлучила его от компьютера. Да, это пока не такие частые случаи, но ведь и дети играют пока на переменах, а не на уроках. А что будет твориться в новой виртуальной школе Д.Пескова? Автор идеи о последствиях её внедрения не задумывается. Впрочем, не менеджерское это дело задумываться! Товар надо «впарить», а то останешься без премии. Тут и приврать не зазорно.

Д.П. В образовании будущего оценки как таковой не существует… оценивание знаний заменяется на оценивание компетенций.

А.Ш. Вот тут маэстро не разобрался: процесс оценивания у него есть, а результат этого процесса — оценка (отметка) — не существует. Демагогия, да и только! Далее на примере с вождением автомобиля он довольно удачно объясняет, своё понимание компетенции: «Когда вы можете сесть в автомобиль, знать, как он ездит, уметь заводить … обладать навыком парковки, вы можете выехать из дома, доехать до центра Москвы и там припарковаться, то это означает, что у вас есть компетенция вождения автомобиля по Москве». Кстати, я знаю даму, которая совершенно безопасно ездит по Москве и паркуется, но ничего не понимает в двигателе внутреннего сгорания. У неё есть компетенция вождения автомобиля по Москве? Конечно, мы же говорим о вождении. Для этой компетенции не нужны глубокие знания, важно правильно исполнять свои функции, когда сидишь за рулём.

По-моему, это очень хороший пример, показывающий смысл того, что некоторые учёные мужи называют сменой парадигмы образования с «знаниевой» на «компетентностную». Именно они говорят о том, что учащимся не нужно давать много знаний, что им негде эти знания приложить. Это и есть бомба, сознательно закладываемая под традиционное и величайшее достоинство российского образования — его фундаментальность. Ориентация образования на компетентности неизбежно приводит к человеку-функции, растит исполнителя, а ориентация на фундаментальность может создать (и создавала!) человека-творца. Только теперь это, оказывается, не нужно! Министр образования и науки РФ А.Фурсенко сказал, что «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Другими словами, не надо пытаться самим создавать новые технологии, достаточно грамотно применять иностранную продукцию, которую нам «впарят» менеджеры, успевшие поучиться за границей. И эти ребята имеют наглость говорить о модернизации России…

Кстати, мы уже наблюдаем результат внедрения ЕГЭ в стране. Учёные предупреждали, что такая технология итогового контроля даст неверную ориентацию процессу обучения, приведёт к потере фундаментальности образования и к натаскиванию на заранее известные типы заданий. Результат превзошёл все ожидания. Сотрудница МГУ рассказала мне, что довольно хорошие ребята из курируемой ею группы поделились с ней своими проблемами: «Мы сдали ЕГЭ по математике на 100 баллов, но ничего не понимаем в лекциях нашего профессора». Ребят годами натаскивали на компетенцию умения решать заранее известные типы задач, они так увлечённо готовились к ЕГЭ, что не заметили перекоса в своём образовании, не развили способность воспринимать теорию, доказательства, понимать их необходимость, проводить их самостоятельно и т. п.

Теперь пора послушать нашего героя о том, каким он видит результат работы школы будущего.

Д.П. Это означает, что когда они заканчивают школу, они выходят уже подготовленными к жизни в социуме, обладающими многими необходимыми компетенциями, чтобы жить в этом удивительном мире будущего. После этого компетентный ребёнок поступает в университет.

А.Ш. И это всё? Я не спрашиваю нашего героя, как и где, находясь всё время в «виртуале», ребёнок научится жить в социуме. А набор компетенций, необходимых для жизни в удивительном мире будущего, нам уже пытались навязать американцы вместе с кредитами Всемирного банка: это умение заполнять бланк при голосовании на выборах, понимать расписание полётов в аэропорту, ну и ещё что-то в том же роде. Это и понятно. По их собственным оценкам, они не могут толком научить читать чуть ли не половину своего населения — где уж им требовать от своих выпускников что-то выше примитивных компетенций. Зато счастью американских школьников не мешают лишние знания и фундаментальность образования, которые так мешают нашим «реформаторам» привести образование России к американскому идеалу.

Готовя этот материал, я попросил А.К.Ковальджи (Вторая школа) сделать прогноз на будущее, считая, что хоть какие-то элементы новой школы Д.Пескова будут внедрены. Вот что он мне написал: «Д.Песков страшная фигура, но он не глуп и держит нос по ветру. Он знает мировые тренды, о которых говорил В.Арнольд: «Образование в мире деградирует, а Россия, как всегда, отстает». Представляете, какой куш сорвут разработчики компьютерных игр, если им отдадут образование? И, казалось бы, это не так плохо, — пусть детки просиживают за компьютером с пользой.

Но беда в том, что эти разработчики не спросят настоящих учителей, потому что те слишком серьезно подходят к делу, а востребован будет примитив-зубрежка для сдачи ЕГЭ. Игры будут бесконечно повторять одни и те же формулы и правила, как повторяют по 10 раз куплеты попсовых песенок, чтобы запоминание шло непроизвольно на уровне подсознания. И это будет выдаваться за блестящий результат — все дети как заведённые будут бойко повторять формулы сокращённого умножения, но при этом не будут понимать, что такое икс. Следующим этапом будет то, что уже произошло в странах Европы и Америки — отменят все доказательства, поскольку они затрудняют зубрёжку и перегружают несчастных школьников.

Затем на экзаменах запретят давать задачи, которые отличаются от разобранных не только формулировками, но и числовыми данными. Об этом рассказала знакомая, которая 10 лет прожила в Германии: там студенты могут подать в суд, если задача на экзамене хоть чем-нибудь отличается от тех, которые были разобраны на занятиях».

Эпилог
Итак, наш «молодой профессионал» оказался голым королём, хотя и умеет мастерски «пудрить мозги». Это не трагедия — мало ли в России голых королей, строящих из себя профессионалов и гребущих бюджетные деньги за якобы высокопрофессионально выполненную работу. Но кто продвигает вверх таких «молодых профессионалов»? Похоже, что ВШЭ. Кто же ещё, кроме её ректора и по совместительству «реформатора» образования всея Руси, мог направить контору, в которой наш герой директор направления (!), инспектировать работу министра А.Фурсенко?

В «Известиях» об этом написано: «Агентство стратегических инициатив признало реформу образования, проводимую в последние годы министром Андреем Фурсенко, неэффективной. Именно такой вывод можно сделать из «дорожной карты» по образованию — документ подготовили эксперты под руководством главы направления АСИ «Молодые профессионалы» Дмитрия Пескова. По их мнению, российское образование должно развиваться по другим стандартам». И дальше: «Кроме того, в АСИ считают ошибкой министерства недостаток внимания инновационным технологиям.
— Качественное онлайн-образование гораздо лучше некачественного обычного, — уверен Песков.
Исправить ситуацию, полагают в АСИ, мог бы федеральный онлайн-университет.
— В нём могли бы учиться до миллиона студентов. Студент любого вуза мог бы выбирать себе курсы. В случае успешного прохождения и сдачи экзамена эти предметы должны засчитываться в его дипломе в обычном вузе, — считает Песков.
Чтобы внести соответствующие изменения в законы, сенаторам и экспертам АСИ придется поторопиться. До второго чтения федерального закона об образовании осталось совсем немного времени, его должны рассмотреть в ближайшие месяцы. После второго чтения внести поправки будет затруднительно.
— Эти альтернативные предложения не хуже, чем предлагает Минобразования. Ряд этих стратегий могут быть реализованы, и они эффективны, — говорит первый зампред думского комитета по образованию Владимир Бурматов».
Читайте далее: http://www.izvestia.ru/news/520218#ixzz1qppt8h6h

Чего не хватает российскому образованию, вы теперь знаете, а Владимир Бурматов тоже известный «молодой профессионал» в образовании. Но это тема отдельной статьи.

Занавес.

Автор: Шевкин А.В.,
учитель математики с 40-летним стажем,
«заклятый друг» «реформаторов» образования России.

P.S. Если вы хотите поместить свой отклик после статьи, то пришлите его на адрес avshevkin@mail.ru с пометкой: опубликовать после статьи «Чего не хватает…».

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал