Архив сайта

Архив новостей за II полугодие 2006 года

29.12.2006 — С новым годом!

Дорогие друзья!

На пороге новый 2007 год. Что год грядущий нам готовит, ясно уже сейчас, но хочется еще раз взглянуть на некоторые замечательные цифры. Приводим данные о расходах бюджета на образование (в млрд. р. и в процентах от ВВП), опубликованные сегодня в газете «Московский комсомолец».

В 2004 г. — 119,3 (0,70%); в 2005 г. — 160,5 (0,74%); в 2006 г. — 211,9 (0,78%); в 2007 г. — 277,9 (0,89%).

В текущем году Россия вложит в образование 0,89% ВВП, если прирост бюджетного финансирования сохранится на уровне 0,11% от ВВП, то до выхода на 6% от ВВП — минимального порога расходов на образование для государства, подписавшего конвенцию по Болонскому процессу — нам ждать не менее 50 лет! А до уровня расходов СССР в 50-е годы — 10% от ВВП — и считать не хочется. Надеюсь, что тенденция роста все же изменится.

Похоже, что ныне живущие учителя так и не узнают никогда, как их важный и нужный труд может адекватно оплачиваться. Это позор руководителей страны, с этим они и войдут в историю!

Великая в прошлом страна (и пока еще ядерная держава) финансирует образование так, чтобы образование само по себе тихо умерло. Это опасно не только для России, но и для всего мира.

Чем же можно закончить этот грустный статистический обзор? Остается пожелать одного: постарайтесь выжить в наступающем году, постарайтесь дождаться лучших времен и делайте что-нибудь для их приближения. Тогда они обязательно придут.

 

04.12.2006 — О малом ЕГЭ в Московском комсомольце (4.12.2006)

Мы уже несколько раз писали о «малом» ЕГЭ, теперь предлагаем прочитать материал И.Сергеева в «Московском комсомольце» (4.12.2006): http://www.mk.ru/numbers/2492/article87647.htm

 

15.11.2006 — Нашему сайту исполнилось 4 года

Прошло 4 года с появления самого первого сообщения на сайте «Математика. Школа. Будущее» (www.shevkin.ru). Замечательно, что это было сообщение с «поля боя» за стандарты по математике (оно размещено в архиве сайта). С тех пор мы стараемся сообщать о всех новостях в образовании, которые хоть как-то касаются математики, реформы школы и других актуальных проблем.

Несколько месяцев работали «вслепую», не зная числа посетителей сайта, а когда поставили счетчик, то обнаружили, что посетителей у нас крайне мало. Оно и объяснимо: кто ж про нас знает? Но со временем ширилось число разделов и объем размещенной на сайте информации, появились фотографии. А когда (благодаря фирме KeepeR) у нас появилась возможность отслеживать географию наших посетителей и посещение страниц сайта, делать сайт стало еще интереснее.

Два раза сайт «горел», но восстанавливался заново, становился еще лучше. Нам забивали гостевую книгу рекламными объявлениями, которые приходилось поштучно удалять (от 300 до 400 объявлений за сутки!). В результате от «старой» гостевой книги пришлось отказаться. Новая гостевая книга (кнопка в боковом меню) заполняется не так активно. Но мы не унываем, развиваемся и готовы к сотрудничеству.

От души поздравляем себя с днем рождения сайта и желаем ему отвечать запросам все возрастающего числа его посетителей.

 

10.11.2006 — Новости из Издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ …

Сегодня в Издательстве ПРОСВЕЩЕНИЕ нам сообщили, что учебники «Арифметика 5-6» и «Алгебра 7-8» серии «МГУ-школе» благополучно прошли утверждение на гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Мы уже сообщали об изменении порядка грифования учебников, о прохождении первого этапа рецензирования, а теперь с удовольствием сообщаем, что и второй этап завершился благополучно. Впереди переутверждение грифов для учебников «Алгебра 9» и «Алгебра и начала анализа 10 -11» серии «МГУ-школе».

В Издательстве ПРОСВЕЩЕНИЕ нам сообщили о том, что во время командировки сотрудников Издательства в г. Хабаровск выяснилось, что местные учителя, работающие по учебникам серии «МГУ-школе», хорошо знают о существовании нашего сайта, но ими были высказаны замечания о медленном обновлении сайта. Вот об этом я хочу спросить подробнее. Коллеги, убедительно прошу вас сообщить, какая информация, на ваш взгляд, должна быть размещена на сайте. Принимаем любые замечания и предложения по адресу avshevkin@mail.ru (разумеется, не только от учителей Хабаровска).

 

09.11.2006 — Новости из Самары

Рискованное это дело — ехать читать лекции в красный день календаря прежней эпохи. Но ничего, все устроилось наилучшим образом. Прежде всего надо отметить радушие хозяев и интерес учителей к обсуждаемым проблемам.

Было две группы учителей общей численностью в 57 человек — в первой и во второй половине дня. В первой было больше сельских учителей из ближних районов. Главное содержание разговора:
презентация учебников, их методические особенности. Более подробно — уравнения, неравенства и системы в школьном курсе математики (на примере изложения этого материала в учебниках 10-11 классов серии «МГУ-школе»).

Радует интерес и внимание учителей к нашим учебникам. Уже есть работающие по ним, есть желание работать. Есть очень сильные и интересные учителя. Например, Максютин Алексей Алексеевич разработал собственную концепцию построения полной системы упражнений для подготовки учащихся к итоговому контролю и к конкурсным экзаменам. Если Алексей Алексеевич подготовит статью на эту тему, о чем мы с ним договорились, то может получиться публикация интересная не только авторам учебников, но и учителям математики старших классов. А концепция и построенная на ее основе система упражнений работают: у учителя Максютина А.А. растет список учащихся, получивших 100 баллов на ЕГЭ.

Огорчение вызывает та же проблема, что и в других местах, где доводится читать лекции: не хватает учебников и дидактических материалов. Две учительницы пожаловались, что они два месяца отработали в 10 классах, не обеспеченных учебниками. Заказы сделаны давно, но учебники все не везут. Надо будет побеспокоить Издательство «Просвещение».

На второй день Дворянинов Сергей Владимирович (доцент Самарского университета, известный интересными публикациями в методической печати) совершил со мной экскурсию по Самаре. Посмотрели много чего интересного прямо из окон трамвая. Обсудили многие проблемы. Оказалось, что у нас много общих знакомых (не забыть бы всем передать приветы). Погуляли в центре города по самой большой в Европе площади Куйбышева, от драматического театра любовались чудесным видом на Волгу, посмотрели интересные памятники, постояли у закрытой двери бункера Сталина (экскурсии проводятся только коллективные, а присоединиться в тот момент было не к кому). На обратном пути в наш трамвай два раза заходили молодые люди — исполняли популярные песни прошлых лет под гитару (в скобках заметим: это были хорошие голоса, каких все меньше мы слышим из телевизионного «ящика»).

Так закончилась моя командировка в Самару, в которой я не был уже лет десять. Надо приезжать чаще.

Шевкин А.В.

 

01.11.2006 — Половина зарплат в образовании лишь в два раза превосходит стоимость содержания заключенного

Удивительные данные опубликовала газета Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ «ЗЕРКАЛО ОБРАЗОВАНИЯ» (7/2006).

Приводим цитаты из статьи М. Ивановой и наши небольшие комментарии.

«В 2005 г. на образование из бюджета в целом было израсходовано 3,5% от ВВП. Кроме этого в систему образования были привлечены средства родителей в размере 1,9% от ВВП … И только 0,1% от ВВП пришло из средств предприятий».

«… в СССР в 50-е годы на образование расходовалось 10% ВВП, в начале 70-х годов — 7%».

Очень интересно! Страна-победитель в самой разрушительной войне новейшей истории всего через 10 лет после окончания войны вкладывала в образование в три раза большую долю ВВП, чем теперь в образование вкладывает Россия. Это что — добровольное самоограничение России, решившей, что образование ей больше никогда не понадобится?

Читаем дальше.

«По статистике, на конец прошлого года на содержание одного заключенного в тюрьмах России выделялось 48 руб. в день; на содержание сторожевой собаки в той же тюрьме — 40 руб. в день; на одну бродячую московскую собаку в питомнике выделяется 60 руб.; на кошку — 35 руб.; при этом ставка ассистента, кандидата наук, в московском вузе по 12 разряду составляет чуть более двух тысяч руб. (70 руб. в день) … А ставка доцента, кандидата наук, по 15 разряду составляет в день 165 руб. В 2005 г. средняя заработная плата в образовании была около 6000 руб. по всем видам образовательных учреждений, при этом она составляла 66% от средней заработной платы в промышленности … Половина работников образования получала заработную плату менее трех тысяч рублей в месяц».

Итак, половина работников образования получала в 2005 г. заработную плату, лишь в два раза превосходящую стоимость содержания заключенного российской тюрьмы, но меньшую двойной стоимости содержания бродячей собаки в московском питомнике.

А из телевизора мы слышим до боли знакомое: «Жить стало лучше! Жить стало веселее!» Сплошные конкурсы и игры на деньги. А политики — никакой. Только мудрые мужи постоянно улучшают жизнь вверенного их заботам народа. Разве что иногда покажут, например, даму, которая два раза в неделю водит двух своих собак на специальный массаж, который ее питомцы просто обожают. Не зря же каждая процедура стоит $150.

— Это же дорого! — восклицает корреспондент.
— Но они так его любят! — отвечает дама.

Подождите, мы же умеем считать. Дама тратит на приятные процедуры 62500 р. в месяц (по минимальному курсу). Это же больше 12 ставок упомянутого выше доцента, кандидата наук, по 15 разряду. Этих собак еще и кормят …

Поздравим себя! Хоть кому-то в России живется хорошо!

Отметим также, что газета Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ не пишет почему-то о желании этого профсоюза самораспуститься ввиду полной своей никчемности и неспособности защитить права своих членов на достойную жизнь.

Самораспуститься — потому что организация не может от позора застрелиться. Впрочем, здесь я неправ. Никакого позора она не ощущает — она же организация. Газета издается на глянцевой плотной бумаге, цветная. Пожалуй, у профсоюза тоже все в порядке. Чего не скажешь о работниках образования, прозябающих между нищетой и достойной бедностью.

А.В.Шевкин.

 

20.10.2006 — Авторский семинар А.В.Шевкина в школе № 909 г. Зеленограда состоялся

На семинаре были представлены учебники серии «МГУ-школе». В первой части семинара особое внимание было уделено проблемам преемственности начальной и средней школы, недостаткам в математической подготовке современных выпускников начальной школы, использованию арифметических способов решения текстовых задач в обучении и развитии младших школьников, особенностям учебников «Арифметика» для 5-6 классов. Эти акценты были сделаны в интересах учителей начальной школы, которые были приглашены на семинар. Надо отметить, что проведение таких совместных мероприятий весьма полезно в плане согласования усилий учителей начального и среднего звена в совершенствовании подготовки школьников к переходу в 5 класс.

В перерыве учителей начальной школы отпустили и продолжили ознакомление с учебниками и их дидактическим обеспечением для старшей школы. Семинар закончила учительница Нелли Ивановна Утина, которая рассказала о том, что много лет работает по учебникам серии «МГУ-школе», о том, как работа с текстовыми задачами, с занимательными задачами из учебника помогает готовить ее учеников к различным олимпиадам и конкурсам, как ее ученики поступают на мехмат МГУ и в другие вузы.

Приятно отметить, что в этом году Нелли Ивановна получила премию Президента России. В ответ на опубликованную у нас на сайте просьбу Издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ о поиске учителей математики, готовых в каникулярные дни читать лекции в регионах, она сказала: «А что их искать, я рекомендую моих молодых коллег, которые уже работают по учебникам серии «МГУ-школе»».

Для передачи в городской методический центр в школе оставлен комплект учебников от Издательства, учителя получили каталоги редакции математики и информатики, буклеты, посвященные экзаменационным материалам ПРОСВЕЩЕНИЯ по всем предметам за курс девятилетней школы.

В несколько школ города переданы CD-диски c презентацией учебников, со статьями, посвященными методике математики и проблемам реформирования образования в России, с обзором всех учебников математики федерального перечня учебников на 2006/2007 учебный год. Среди прочих материалов на этих дисках в школы передан и электронный журнал учителя, работа которого была показана с помощью медиапроектора и вызвала интерес слушателей.

Первый семинар лишь ввел слушателей в круг проблем, которые можно будет обсуждать подробнее на следующих семинарах. Следующий будет проведен в феврале. Эта работа будет согласована с городским методическим центром. На следующий семинар «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики, в итоговой аттестации и на конкурсных экзаменах» будут приглашены учителя всех школ г. Зеленограда.

Во время работы семинара была организована торговля учебниками, дидактическими материалами и методической литературой. Выражаем особую благодарность за четко организованную работу на семинаре начальнику консультационно-методического отдела книготорговой компании АБРИС (www.textbook.ru) Николаевой Елене Вадимовне.

 

16.10.2006 — Что сказал министр образования и науки РФ о связи темпов отставания России от развитых стран…

9 октября 2006 года в Москве в центральном выставочном зале «Манеж» прошла международная конференция «Новая экономика, знание, технологии».

Как было указано в пресс-релизе конференции, развитие «новой экономики» заняло центральное место в амбициозных российских национальных проектах. В своём ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 10 мая Президент Владимир Путин подчеркнул значимость этого вопроса: «В условиях жёсткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом её научными и технологическими преимуществами … Россия должна в полной мере реализовать себя в высокотехнологичных сферах … Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний «на поток».

На конференции выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Его выступление не напоминало доклад на конференции, а носило характер общих рассуждений о развитии экономики и образования в России. Министр начал с того, что, по его мнению, Россия сделала существенные шаги в сторону развития экономики, что внешне все выглядит весьма неплохо. В России идут системные изменения в сторону экономики, основаннй на знаниях, осуществляется концентрация ресурсов на приоритетных направлениях. Касаясь образования, министр признался, что главная проблема образования заключается в том, что его качество падает, и падает сильно. Не отслеживаются изменяющиеся требования к образованию. Но проблема качества образования — это глобальная проблема мировой системы образования. «Тем не менее, эти задачи мы должны решать», — подчеркнул министр. Главный смысл Болонского процесса, по его мнению, это выставление новых требований к качеству образования и, прежде всего, профессионального образования. Выразив неудовлетворение темпами развития наукоемких промышленных технологий в России, выступающий отметил, что ИТ – одна их двух основных отраслей, в которых разрыв между Россией и развитыми странами сокращается. Вторая отрасль – это продовольственная отрасль. В остальных отраслях технологический разрыв увеличивается.

Он вспомнил байку про Фарадея, которого министр финансов Великобритании как-то спросил, какая может быть польза от электричества. Как известно, Фарадей ответил, что когда-нибудь министр сможет обложить электричество налогом. Так вот, Фурсенко развил эту мысль, перенеся ее в условия общества, основанного на знаниях. «Я думаю, — сказал он, что, обсуждая различные аспекты общества, основанного на знаниях, в результате должно появиться что-то, что можно обложить налогом.

P.S. Итак, что же сказал Министр? Две важные для нашего комментария мысли мы выделили в сокращенном варианте сообщения профессора Владимира Сухомлина
(http://segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=42&newsid=3057 ).

А в сегодняшнем номере МК та же тема освещена с другим акцентом: «Между тем, по мнению Фурсенко, в настоящее время темпы экономического роста в стране неудовлетворительны, и во многом это связано с падением качества образования».

Так или иначе, остается выразить удовлетворение от того, что наконец-таки, министр образования и науки уловил связь между разрушением образования в стране, называемым его реформированием, и неудовлетворительными темпами экономического роста в стране.

Интересно, что скажет через некоторое время господин Министр (действующий или следующий), когда усилится отставание в оборонной, космической и других отраслях, когда в России обнаружится нехватка тюрем для содержания многих представителей обманутого поколения, которые не получили нормального образования, не найдут себе достойного применения в жизни и еще предъявят свой криминальный счет … нет, не Министру, не Президенту, а обществу в целом. Они еще отомстят нам … за недальновидность наших министров и президентов, позволивших разорить одну из лучших отраслей России — образование.

 

04.10.2006 — Учительство Москвы отметило свой праздник…

Сегодня, 04.10.2006, состоялось празднование Дня учителя для московских учителей. На праздник в Лужники были приглашены все учителя и директора школ, награжденные в 2006 году правительством Москвы или Президентом России.

Торжественное мероприятие вели Илона Броневицкая и Дмитрий Харатьян. На сцене побывали министр образования России А.Фурсенко, руководитель Департамента образования столицы Л.Кезина. Послание Ю.Лужкова зачитал тов. Ресин. В концерте приняли участие замечательные детские коллективы, Надежда Бабкина и др.

Цветы вручили 108 директорам школ, получивших премию Президента России. Цветы и дипломы вручили 394 обладателям Гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования.

Из всего примечательного на этом вечере стоит отметить упорное мнение министра А.Фурсенко о том, что Россия строит экономику, основанную на знаниях. Ну, наконец-таки! Министр образования и науки России заговорил о знаниях, а не о необходимости сокращения нагрузки учащихся и прочих глупостях, которые мы слышали все предыдущие 15 лет от предыдущих министров образования.

Это может означать только одно: с прежней реформой образования покончено, но об этом еще нельзя говорить открытым текстом, так как прежняя реформа образования в России в массовом сознании тесно связана с именем действующего Президента России. Вспомните всеобщий «одобрямс» съезда сомнительных представителей образовательного сообщества, проголосовавшего почти единогласно за введение 12-летней школы. Тогда всего 3 человека голосовало «против», но это как раз тот случай, когда думающее меньшинство лучше отражало чаяния системы образования, чем специально отобранное для «одобрямса» большинство. Именно на том съезде «народных представителей» была оказана поддержка будущему Президенту России В.В.Путину.

Дело доходит до полного курьеза: министр образования и науки говорит о том, что Россия строит экономику, основанную на знаниях, но не говорит, что предыдущие годы «реформ», нацеленные на снижение образования России, были напрасной тратой денег, интеллектуальных усилий и т.п., так как они были направлены на построение в России системы навязанного невежества, больше подходящей для третьеразрядной нефтедобывающей страны — сырьевого придатка так называемых «цивилизованных стран».

Это означает, что настоящую официальную оценку того злодеяния, которое принято называть реформой образования в России, мы получим не раньше выборов нового Президента России в 2008 году.

 

02.10.2006 — В Москве нашли точки роста школьного образования

22 сентября в разделе НОВОСТИ мы поместили сообщение о профессиональном конкурсе учителей и иных работников образования на Грант Москвы. А сегодня стали известны результаты этого конкурса применительно к небольшой школе № 679 г. Москвы.

Грант Москвы в области науки и технологий в сфере образования получат два наших учителя: Тамарова Надежда Юрьевна — учитель географии, Шевкин Александр Владимирович — учитель математики.

Торжественное мероприятие, на которое приглашены победители, состоится 4 октября в Лужниках. Там будет отмечаться День учителя и, видимо, как-то отметят награжденных. Не секрет, что награжденные получат заметный денежный приз, сравнимый с годовой зарплатой учителя, но составляющий чуть меньше средней по Москве зарплаты за неполные четыре месяца.

Это приятно, что твой труд отмечают, но горько и обидно за всех учителей (и за себя тоже!). Ведь условия работы учителя с годами только усложняются. Качество подготовки учащихся падает, начиная с начальной школы. Сказываются многие факторы, в том числе снижение частоты занятий учащихся математикой и русским языком — это почти невосполнимые потери. Показушная отчетность, насаждаемая сверху, убивает нормальную работу учителя, предполагающую сочетание многих качеств, среди которых теперь как-то странно смотрится требовательность учителя в оценке работы учащихся.

Мои новые 5-й и 7-е классы поражают низким уровнем подготовки. В 7 класс из другой школы пришла девочка, которая считает, что в примере (–16):4 два действия (минус она считает знаком действия). Детки в пятом классе нисколько не смущаются, что при решении задачи у них в одной корзине получается яблок больше, чем в двух корзинах вместе взятых. Примеры можно множить, а зачем? Разве чиновников от образования интересует реальное положение дел в школе? В их Зазеркалье с растущими до потолка графиками всяких там показателей, с шумными праздниками и конкурсами не до будущего государства российского, о котором в стране, похоже, болит душа только у учителя.

Вот прошел один День учителя — в первое воскресенье октября. Кто-то из давних учеников вспомнил и поздравил. Приятно. А на днях случится Международный День учителя. Россия теперь подняла статус тихого праздника до международного уровня, забыв, правда, о далеко не международном уровне финансирования образования. Одарить лучших учителей частью той суммы, которую им недоплачивали многие годы — вот и все, на что способна сегодня власть. За это она еще потребует от нас проявлений благодарности!

И мы благодарим: спасибо, родные, за праздник.
За пир во время чумы!

 

29.09.2006 — Новые издания учебников серии МГУ — ШКОЛЕ

1) Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ совместно с АО МОСКОВСКИЕ УЧЕБНИКИ выпустило в свет новые издания учебников «Арифметика 5», «Алебра 7», «Алебра 8» и «Алебра 9» авторского коллектива академика С.М.Никольского. Учебник для 5 класса издан в четырех частях, что сделано по указанию Ю.М.Лужкова для облегчения ранцев учащихся.

2) Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ выпустило в свет новую версию учебника АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА для 10 класса (2006) авторского коллектива академика С.М.Никольского.
В учебнике добавлен ряд тем, отвечающих требованиям стандартов. Все упражнения набраны более крупным шрифтом, чем в предыдущих изданиях. С учетом просьб учителей добавлены задания на усложнение простейших уравнений и неравенств (показательных, логарифмических, тригонометрических) с помощью замены неизвестного. Обложка книги стала шире (как и в учебниках для 5-6 классов), в учебнике приведено 4 варианта планирования. Сказанное означает, что для класса надо покупать учебники нового издания или докупать учебники прежних изданий.

3) Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ выпустило в свет новое издание учебника АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА для 11 класса авторского коллектива академика С.М.Никольского.
В учебнике исправлен ряд опечаток.

4) Вышли в свет новые дидактические материалы для учебника «Алебра 8».

5) Учебники «Арифметика 5» (2005, 2006), «Арифметика 6» (2006) являются переработанными вариантами прежних учебников, в них в первом полугодии 5 класса выделены пункты, посвященные решению задач с помощью сложения и вычитания, решению задач с помощью умножения и деления. Геометрический материал обоих учебников расширен за счет рассмотрения в дополнениях к главам вопросов, связанных с симметриями на плоскости и в пространстве. Для класса надо покупать учебники нового издания или докупать учебники прежних изданий.

6) Вышел в свет первый перевод учебника «Арифметика 5» (2006) на иностранный язык (армянский).

Подробности (обложки и пр.) представлены на сайте в разделе УЧЕБНИКИ.

 

26.09.2006 — Как дела в Саратове?

25 сентября в школе № 27 г. Саратова прошел авторский семинар «Проблемы и перспективы профильного обучения» (УМК «МГУ-школе» авторов С.М.Никольского и др.). О разработке концепции учебников, об особенностях учебников и их дидактического обеспечения рассказывал один из авторов этого комплекта А.В.Шевкин.

На встрече с учителями выяснилось, что некоторые классы, которые работают по учебникам С.М.Никольского, испытывают затруднения с получением заказанных учебников в одной из местных книготорговых организаций. Эта информация в более подробном виде будет передана в Издательство. Надо сделать все от нас зависящее, чтобы учителям не приходилось копировать странички учебника, для учащихся, которым не удалось достать учебник.

В связи со сказанным просим учителей и родителей учащихся, которые в этом году испытывали затруднения с приобретением учебников, написать нам: каких учебников или дидактических материалов к учебникам серии «МГУ-школе» не смогли достать, не забудьте указать название своего населенного пункта.

адрес: avshevkin@mail.ru

 

22.09.2006 — В Москве ищут точки роста школьного образования

В начале учебного года в Москве проходит хорошо скоординированная кампания по выявлению учителей, достойных Гранта Москвы в области науки и технологий в области образования.

Согласно приказу Л.П.Кезиной, в Москве объявлен конкурс среди учителей-предметников, работников администрации школ, психологов, логопедов и др. работников столичного образования. Ищут специалистов, которые и сами успешно работают, и другим могут помочь найти себя в профессии.

Требований к участникам конкурса — минимум. Надо представить свою работу в любом удобном для конкурсанта виде. Можно использовать стенды, плакаты, компьютерные презентации.

В прошлом году, когда искали специалистов, достойных премии Президента РФ, устроили конкурс документов: кто лучше о себе напишет, кто ставит своим ученикам более высокие отметки и пр. — тот и победитель. Разумеется, я немного упрощаю описание прошлогодней процедуры, но достаточно точно передаю ее смысл. Требования к конкурсантам были строгие. Интересно, что в прошлом году моя школа не могла представить меня достойно, так как не знали, что писать в графе «Имеются ли приводы в милицию у учащихся класса, в котором я являюсь классным руководителем?»

Оказалось, что я не являюсь учителем, удовлетворяющим столь строгим критериям, по очень простой причине — я не являюсь классным руководителем.

В этом году меня попросили представить мою работу вне рамок обычного образовательного процесса.

Я предложил тему сообщения «Создание учебников математики и их дидактического обеспечения, пропаганда передового опыта». Ее признали достойной целей конкурса. И вот сегодня в здании МИОО я представил свою работу в виде компьютерной презентации.

Поскольку я пришел заранее, то с удовольствием прослушал выступления более молодых коллег. Одна из них в своем выступлении подчеркнула, что прошла курсы усовершенствования учителей на мехмате МГУ им. М.В. Ломоносова и через меня просила поблагодарить организаторов курсов за интересную программу. С удовольствием передам эту благодарность организаторам курсов и лично М.К.Потапову, который только в прошедший четверг «запустил» очередной поток слушателей, по численности значительно превзошедший все предыдущие потоки. Повышать квалификацию в МГУ пришли более 70 учителей математики.

Уже после своей презентации эта учительница показала мне ротапринтный вариант нашего учебника, который ей выдали на курсах. Он помог ей в освоении новых для нее тем.

Что ж, осталось приятное ощущение от общения с коллегами и немногочисленной комиссией, в которой нашлись знакомые мне лица, известные как сторонники основательного математического образования в школе.

Что решит комиссия, мы еще узнаем, а пока я принял предложение о сотрудничестве с новым проектом math.ru. На его страницах будут размещены все презентации конкурсантов, которые они захотят представить на суд своих коллег.

Было приятно, что на этот раз никого не интересовало, много ли и каких отметок я ставлю своим ученикам? Много ли приводов в милицию имеют мои воспитанники?

Процесс поиска точек роста московского образования наблюдал изнутри
А.В.Шевкин.

 

01.09.2006 — С новым учебным годом!

Уважаемые посетители сайта!

Сегодня начался учебный год. Для кого-то первый, для кого-то очередной.
От всей души поздравляем учащихся и их родителей, учителей с новым учебным годом, который начинается пусть и не с отказа от прежнего направления реформирования школы, но хотя бы со слов руководителей государства о необходимости повышеня качества образования и его статуса.

За словами обязательно должны последовать дела. В противном случае, не останется никаких надежд на улучшение ситуации в образовании, никаких надежд на то, что образование сможет стать фактором устойчивого развития общества.

Надежды на изменение ситуации в образовании к лучшему, глаза прежних и новых учеников придают сил учителям, которые надеются, что их потенциал может послужить стране с большей отдачей. Но для этого, действительно, надо менять ориентиры в образовании.

Слова В.В.Путина о необходимости обязательного бесплатного среднего образования дают надежду на то, что министерство образования и науки со временем перейдет от псевдореформ, разрушающих достойные традиции, к позитивным реформам в образовании.

Сказав несколько слов о наших надеждах, перейдем к поздравлениям.

Дорогие учителя, желаем вам здоровья, сил и бодрости, заботы государства, понимания учеников и родителей. Успехов вам и творчества на благо России.

Дорогие ребята! Желаем вам успехов в учебном труде, терпеливых, добрых, но строгих учителей, желаем вам расти здоровыми и сильными, внимательными к своим родителям, учителям и малышам. Будьте умниками и умницами!

Администрация сайта МАТЕМАТИКА. ШКОЛА. БУДУЩЕЕ.

 

12.08.2006 — О рецензировании учебников математики в РАН и РАО

Вот и август на дворе. Не за горами 1 сентября. Даже летом не прекращается работа по подготовке к обеспечению образовательного процесса. В 2006 г. начал действовать новый порядок рецензирования школьных учебников и присуждения грифа «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Теперь их главными рецензентами являются две организации: Российская академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО).

В текущем году должны были пройти процедуру переутверждения грифа учебники для 5-8 классов нашего авторского коллектива (учебники для 9-11 классов прошли утверждение в начале года). В настоящее время получены все рецензии, авторы учебников подготовили справки о доработке учебников. После рассмотрения изменений, внесенных в учебники, в сентябре-октябре 2006 г. будет принято окончательное решение по присуждения грифа. Большая техническая работа предстоит сотрудникам издательства «Просвещение» в ситуации, когда «все сроки почти прошли».

Мы завели на сайте специальную страницу, предназначеную учителям математики и другим специалистам, интересующимся проблемой рецензирования школьных учебников.

Мы разместили на сайте отзывы РАН и заключения РАО на учебники для 5 -8 классов и справки о доработке этих учебников (они помещены после рецензий).

После получения результатов обсуждения (когда окончательно станет ясно, что же изменилось содержательно в порядке обсуждения учебников) будет высказано мнение о как о новом порядке рецензирования, так и о его качестве.

 

18.07.2006 — Повесть о том как поссорился Александр Григорьевич с Александром Владимировичем

В журнале «Вестник учебной и детской литературы» (2006, № 3) опубликована статья А.Г.Мордковича «Наука или учебный предмет. Комментарии к статье А.В.Шевкина «Сорок три»». Интрига разрешилась. А.Г. высказал возражения, не коснувшись моих претензий к его учебникам по математике. Две мои несущественные неточности он использовал для того, чтобы представить меня злонамеренным человеком. Если вам это интересно, то посмотрите в разделе «СТАТЬИ/ Из неопубликованного».

 

30.06.2006 — Задача о новой цене за газ для Украины

Политическая и экономическая жизнь России время от времени задает нам задачки. Вот задача сегодняшнего дня. Мы приводим ее условия и предлагаем провести небольшой конкурс. Решение опубликуем позже вместе с фамилиями школьников, ее решивших. (Если, конечно, найдутся школьники, которым на каникулах не только не лень побродить по нашему сайту, но и решить предложенную задачу). Итак, задача.

В программе «Вести» 30 июня 2006 г. сообщили, что Украина покупает газ у России по 230 долларов, а у Туркмении — по 60 долларов за 1000 куб. м газа. В результате Украина получает смесь газа России и Туркмении по 95 долларов за 1000 куб. м газа. Теперь Туркмения повышает цену продаваемого ею газа до 100 долларов за 1000 куб. м газа. Определите, по какой цене теперь будет получать газ Украина, если цена на российский газ и его доля в продаваемой смеси останутся неизменными?

Решения принимаются по адресу: avshevkin@mail.ru с пометкой «Задача про газ».

 

27.06.2006 — 26 июня в Курске состоялся авторский семинар Шевкина А.В.

Семинар проходил в ИПКРО по адресу ул. Садовая, 31.
В программе семинара:

1) Презентация учебников математики серии «МГУ-школе»;
2) Текстовые задачи в школьном курсе математики;
3) Уравнения, неравенства и системы в старшей школе.

Целью семинара ялялось ознакомление учителей математики с подходом авторского коллектива академика С.М.Никольского к построению школьных учебников. Интерес к учебникам С.М.Никольского проявляется в связи с тем, что несколько лет назад регион почти полностью перешел на учебники А.Г.Мордковича, а теперь некоторые учителя озабочены поиском иных учебников.

Заметного прироста числа классов, обучающихся по учебникам С.М.Никольского в Курске и области мы не ожидаем, т.к. в магазинах Курска учебников издательства «Просвещения» почти совсем нет, в самом ИПКРО учебники можно приобрести, сделав предварительный заказ.

К сведению учителей Курска и области. Полный набор учебников и уже изданных дидактических материалов имеется:
1) в ИПКРО (Чаплыгина Мария Евгеньевна);
2) в Научно-методическом центре г. Курска (Тимошилова Маргарита Юрьевна).

Прежде чем заказывать учебники, надо с ними ознакомиться. Кроме того, много информации об учебниках вы найдете на нашем сайте в разделе УЧЕБНИКИ.

 

12.06.2006 — Поздравляем всех с Днем России …

Сегодня один из самых молодых праздников — День России. Поздравляем!
Сегодня же стало известно, что 4 претендента на медали из 11 А класса школы № 679 г. Москвы
Алексеев Дмитрий,
Грачева Екатерина,
Королев Александр,
Суворов Андрей
получили за свои работы отличные отметки. Поздравляем!
Сообщаем, что Грачева Е. поступила на физический факультет МГУ, а Суворов А. — на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ.
Ребята, вы молодцы! Поздравляю!

А.В. Шевкин.

 

05.06.2006 — Министр образования США Маргарет Спеллингс понимает важность математики…

Приводим выдержки из высказываний министра образования США Маргарет Спеллингс (Margaret Spellings) на радиостанции «Эхо Москвы» от 31 мая 2006 г. и ссылку на полный текст передачи:
http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/43824/index.phtml

М. СПЕЛЛИНГС – Я думаю, что самое важное – это то, что это историческое обязательство, в первую очередь финансовое обязательство, которое связано с нашими взаимными интересами создания конкурентоспособности в мире, и упор делается на математику, естественные науки и иностранные языки, которые используются вузами обеих стран, которые будут выигрывать от сотрудничества друг с другом.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Я 20 лет был учителем истории в школе, поэтому, естественно, мой вопрос, а почему не история, почему математика?

М. СПЕЛЛИНГС – Министр Фурсенко сказал мне, что вы до этого преподавали историю. Мы знаем, что золото в сегодняшнем мире заключается в математике, естественных науках, технологиях и, конечно же, способности общаться друг с другом . И это те навыки, которые требует бизнес сообщество, и это те вещи, которые будут подпитывать экономические машины наших стран, и мы полагаем, что для нас очень важно начать работать в этом плане вместе. Кроме того, у вас есть такие преимущества в этих областях, где бы мы могли много поучиться у тех больших достижений, которых вы достигли здесь в России.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Вопрос от Дмитрия Данилова, учителя из города Чебоксары: «Существует ли у вас проблема нехватки педагогических кадров в школах? И есть ли у учителей дополнительные гарантии социальные?»

М. СПЕЛЛИНГС – Да, у нас действительно есть нехватка учителей, конечно же, особенно, когда речь идет о как раз тех предметах, которые мы обсуждали, которые были покрыты меморандумом взаимопонимания. Это как раз мы надеемся, очень выиграть от этого партнерства, чтобы улучшить качество учителей в области преподавания математики, естественных наук и языка .

М. СПЕЛЛИНГС – Политика Соединенных Штатов заключается в том, что все ученики должны уметь читать и знать математику.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Наша слушательница Нина Николаевна из Москвы, которая нас сейчас слушает, поинтересовалась, какое у вас образование, потому что такой ваш упор в математику. А господин Фурсенко у нас, как известно, физик. Нет ли чего личного в этом?

М. СПЕЛЛИНГС – Нет. Я как и вы, имею диплом гуманитарных наук…

А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть вы предатель?

М. СПЕЛЛИНГС – Ну, я знаю, чего я не знаю, и я знаю, что мне нужно знать. И я знаю, что сокровища нового мира, золотая валюта нового мира – это математика, естественные науки и иностранные языки .

Мы выделили только те фрагменты выступления госпожи министра, которые касаются математики и повышения квалификации учителей математики. Рекомендуем ознакомиться с полным текстом передачи.

Теперь вернемся на родную землю и зададимся вопросом: А как наш министр образования и науки относится к «золотой валюте мира»? Ответ будет очевидным — никак! Он ничего не сделал для того, чтобы остановить разрушение образования в России, в частности математического образования. Страна переходит на обучение математике при дальнейшем уменьшении числа учебных часов на математику. Результат предсказать несложно. Уже сейчас десятиклассники не могут вычислить дискриминант квадратного уравнения, так как не знают порядка действий, или не могут применить теорему Пифагора, так как не знают, где у прямоугольного треугольника катеты (это факты из моих личных наблюдений).

А Министерство продолжает угробление математики в школе с упорством, достойным лучшего применения. Вот уже по приказу № 1312 от 9 марта 2004 г. школы будут учить математике в начальной школе не 6–7 уроков в неделю (это было тогда, когда в стране понимали роль математики), а 4 урока, в среднем звене — не 6 уроков, а 5, в старшей школе при универсальном обучении (не профильном) — не 5,5, а 4! Почувствуйте разницу!

Госпожа министр говорила еще, что в США многое делается для того, чтобы обеспечить всем гражданам страны равный доступ к образованию. Наше министерство образования и науки неустанно трудится ровно в противоположном направлении. Оно делает все, чтобы в стране было как можно больше молодых людей с ущербным математическим образованием, с тупиковым образованием, которое не позволит учиться дальше.

Уж сколько раз математики и педагоги страны выступали, писали, возмущаясь политикой министерства образования! А воз и ныне там. Министерство работает так, будто его уже переименовали в министерство развала образования России.

Госпожа Маргарет Спеллингс пролила бальзам на измученные сердца российских учителей математики. Интересно, открыла ли она господину Фурсенко глаза на «золото в сегодняшнем мире»?

Дополнение 6 июня. Это, конечно, случайность, но именно сегодня, на второй день после размещения материала на сайте, ко мне приехал мой бывший ученик Бирман Леонид, живущий сейчас в Атланте (США). Он окончил нашу простую школу № 679 в 1984 г., окончил МАДИ. В то время ни нашему автопрому, ни автопрому Израиля (если такой существует) он не пригодился. Его образования хватило, чтобы найти себя в новом для себя деле — программировании. Он называет себя специалистом по «мертвым» проектам, он заставляет работать то, что было безнадежно испорчено. Сегодня он сказал ключевую для меня фразу: «Все, чем я пользуюсь в своей работе, мне дал не вуз, хотя я там многому научился. Логике, анализу задачи, поиску пути ее решения, проверки достижения цели меня научила школа». Он не доволен тем, как учат математике в США, и удивлен тем, как у нас в России обращаются со школьной математикой.

К этому мне добавить нечего. Если следующие за нами поколения — поколения наших учеников -понимают важность математики для общего развития человека, а наш министр образования не понимает (об этом мы можем судить только по его действиям), то это уже политика, на которую мы, к сожалению, не можем влиять, а можем только с грустью наблюдать плоды разрушения образования и время от времени напоминать: будущее страны под угрозой.

А мой бывший ученик ищет в Москве учебники, по которым можно хорошо учить математике свою дочь Ирис. Он знает, где их еще можно найти.

 

03.06.2006 — Об уменьшении учебного времени на математику в 10-11 классах

Г.К. Муравин и О.В. Муравина побывали недавно в Волгограде. Вот что они нам сообщили.

Во всем регионе со следующего учебного года общеобразовательный курс старших классов (его еще называют универсальным базовым) будет строится из рассчета 4 урока в неделю. При том, что профильных классов (6-ю уроками в неделю) крайне мало. Более того. Многие школы подали планирование по модели 2+2, объясняя это тем, что в этом случае планирование по геометрии, к которому они привыкли, менять не придется. А привыкли они к 5-ти часовому курсу 3+2. Наши попытки выяснить истоки такой нелюбви к математике в Волгоградской области (при том, что результаты ЕГЭ у них уже три года довольно низкие — двоек процентов на 10 больше, чем в среднем по России) вывели на приказ Министерства образования РФ (последний приказ, о стандартах и их поэтапном введении, который подмахнул за день до ухода Филиппов). Мы попытались убедить учителей, ссылаясь неотъемлемые права школ на свой компонент…

Мы просим всех, кто располагает точной информацией (номер приказа и пр.), кто сталкивается с тем же давлением на математику в 10-11 классах, сообщить нам по адресу avshevkin@mail.ru.

ДОПОЛНЕНИЕ.
Через два дня после публикации приведенного выше текста нам прислали тот самый приказ № 1312, который подписал 9 марта 2004 г. перед своей отставкой В.М.Филиппов. По номеру приказа мы нашли его текст в Интернете: http://edu.tomsk.ru/newsdoc/plan1.htm

Текст приказа показывает две вещи:
1) дальнейшее снижение уровня математической подготовки основной массы учащихся закладывается сознательно;
2) текст приказа позволяет на местах хотя бы частично компенсировать вред, наносимый приказом школе.

В начальной школе заложены 4 часа в неделю на математику. Это окончательный подрыв фундамента математического образования в средней школе. В старые добрые времена отводили 6-7 часов в неделю на математику в течение тех же четырех лет (правда, дети приходили в школу с 7-8 лет).

В среднем звене (5-9 классы) изменений нет. При предпрофильном обучении разрешают делить класс на две группы.

В старшей школе на профильное обучение отводят 6 недельных часов, плюс часы элективных курсов.

На универсальное обучение (не профильное) отводят 4 часа в неделю. Но и в этом случае есть часы элективных курсов, которые по решению образовательного учреждения можно использовать на обучение математике не тех, кому это не нужно, а тех, кто может и хочет учиться.

Если грамотно подойти к использованию текста приказа, то в старшей школе можно полностью компенсировать потери учебных часов той части класса, которой нужна математика.

Так что нам не совсем понятен единодушный порыв волгоградских учителей математики, которые берут на себя повышенные обязательства за 4 недельных часа обучить математике своих старшеклассников. Научить на «3» того, кто должен отчитаться об освоении школьной программы, предусмотренной стандартами, но не собирается сдавать конкурсных экзаменов, можно, видимо, и за 4 часа. Но если 4 часа будут обучаться математике все без исключения учащиеся хотя бы одного класса в стране, то такое обучение не даст ничего хорошего, не даст знаний тем ребятам, которым нужно учиться дальше и которым крупно не повезло попасть в такой класс.

Что на математику нельзя отводить 3 часа министерство убедилось, проведя экзамен по так называемому курсу А. Такое обучение отменено. Теперь министерство экспериментирует с четырьмя часами.

Кстати, Конституция РФ прямо запрещает эксперименты над людьми без их согласия. Ссылаясь на это положение в Москве отказались от поголовного участия всех выпускников в ЕГЭ. Волгоградские учителя берут на себя ответственность за массовый эксперимент на детях? И родители учащихся не возражают? Так происходит не только в Волгограде?

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал