От перемены мест множителей произведение не меняется?
Как оказалось, в начальной школе это правило умножения работает не всегда. Разберемся, почему.
Все мы когда-то начинали учить таблицу умножения. Но не с самой таблицы, а с примеров и задач сперва на сложение. Помните такое:
В одном букете 3 ромашки, сколько ромашек в трех букетах?
Как нужно решать такую задачу, еще не зная таблицы умножения? Конечно же, при помощи сложения:
3+3+3 = 9 ромашек.
Вы спросите, для чего я вспоминаю математику начальной школы? Только лишь для того, чтобы рассказать о любопытных правилах, за несоблюдение которых третьеклассникам снижают оценки. Оказывается, учителя начальной школы говорят ученикам, что,
Нельзя менять местами множители в задачах
Рассмотрим другой пример простой задачи:
Мама разложила по 3 сырника своим детям Тане и Ване на 2 тарелки. Сколько всего сырников получили на завтрак дети?
Очевидно, что нужно вычислить сколько сырников, как это следует из вопроса. Для этого нам нужно умножить тарелки на сырники. Или сырники на тарелки. Вы скажете — «какая разница? ведь от перемены мест множителей произведение не меняется!» Но, 9 учителей начальной школы из 10 снизят оценку, если ребенок запишет в тетради:
2 х 3 = 6
Почему? Ведь задача решена правильно. Оказывается, с точки зрения учителя начальной школы, нет. Чтобы получить искомые сырники в ответе нужно начинать умножать именно с них, и никак иначе. То есть, правильная запись решения этой задачи выглядит так:
3 (сырника) х 2 (тарелки) = 6 (сырников).
В чем смысл? Если буквально через несколько страниц учебника дети учат правило о том:
Что от перемены мест множителей произведение не меняется.
Однако, применяют это правило только при решении примеров. В задачах правило «первого места» для искомого предмета остается нерушимым, а если ученик его забывает, это считается грубой ошибкой.
Многие родители не просто с этим не согласны, но и протестуют против такого вольного трактования правил математики. Они говорят, что их дети будут решать все по правилам. Учителя, в свою, очередь, ссылаются на необходимость объяснить детям, что если они будут умножать сырники на тарелки, то получат сырники. А если тарелки на сырники, то, увы, тарелки. А это не соответствует условию задачи. И именно такая методика преподавания таблицы умножения доводится ло будущих педагогов в вузах.
Зачем детям такие заморочки, которые они должны будут забыть в старшей школе? Для выработки логики и математического мышления, говорят учителя. Они уверены, что только таким образом ученики могут понять смысл умножения и научиться решать задачи так, чтобы не получать в них 1,5 землекопа, как в некогда популярном мультике.
А как считаете вы? Есть ли смысл в запрете переставлять местами множители в задачах? Как вас учили в начальной школе решать такие задачи? И получали ли вы хоть раз в жизни те самые образные «1,5 землекопа»? Расскажите!
Комментарий. Вялотекущей дискуссии о порядке множителей уже много лет. Время от времени она вспыхивает с новой силой, выплёскиваясь без всяких последствий на страницы СМИ. Каждый раз я реагирую на это комментариями, но толку-то что?
Вот и под этой новостью я оставил комментарий.
Фокус заключается в том, что в задаче идет речь не о 3-х сырниках, а о 3-х сырниках на тарелке. Поэтому при умножении
3 сырн. /тар. * 2 тар. = 6 сырн.
с размерностями будет всё в порядке при любой последовательности множителей. Давайте подумаем о естественности порядка множителей. Как вы говорите в магазине: 3 батона по 37 руб. , 2 сырка по 50 руб. или как-то иначе? Всё- таки на первое место мы ставим число одинаковых слагаемых, что детям и понятно, и привычно по их речевому опыту. Что немаловажно, в согласии с упомянутым опытом находится и порядок множителей в математике. Мы говорим и пишем а + а + а = 3а, а не как-то иначе, хотя тут же добавляем, что 3*а = а*3. Так что под фантазиями идеологов умножения величин в текстовых задачах нет оснований. Но фантазёры защищают свою идею, как пограничники рубежи Родины.
Рассказывал я тут в одной московской школе учителям математики про обучение решению текстовых задач арифметическими способами. Позвали учителей начальной школы. Когда меня спросили о порядке множителей и я изложил свою точку зрения, одна учительница начальной школы подхватила свою пачку тетрадей и демонстративно вышла из класса. Весь её самоуверенный вид говорил: «Что полезного я могу узнать от человека, не понимающего простых вещей!»
Но снижать отметки детям за иной порядок множителей — это совсем никуда не годится!