Назад к Киселёву!
Время от времени в Интернете я натыкаюсь на призыв «Назад к Киселёву!» Одним из глашатаев этого призыва является И.П.Костенко. Вот ссылка на его пост:
http://www.pravda-tv.ru/2012/09/20/16527
Гораздо раньше я встречал другие его писания (на портале СЛОВО, где моё возражение по существу критики И.П.Костенко проигнорировали), из которой выходило, что лично я являюсь чуть ли не главным мафиози в издании учебной литературы по математике. У меня только один вопрос к Игорю Петровичу: если уж я такой крутой мафиози, то почему до сих пор его внуки не учатся по моим учебникам? Как мафиози, я очень даже рассержен!
После его упомянутого поста я поместил такой текст:
Друзья мои, что вы дерётесь без причины? Ностальгирующие по Киселеву, написавшему ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ отличные учебники, не знают деталей. У Киселёва сравнение дробей вводилось через сравнение соответствующих им величин. Например, хотите знать, почему 1/2 > 1/3? Пожалуйста: потому, что 1/2 метра это 50 см, а 1/3 метра это 33 с лишним см. 50 > 33,…, поэтому 1/2 > 1/3.Теперь сравните дроби 1/6 и 1/7. Только учтите, к этому моменту у Киселёва ещё нет десятичных дробей! Вам это нравится? Так пожалуйста! Применяйте вместо того правила, которое, в развитие идей Киселева, есть в современных учебниках: «из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой числитель больше». 1/2 = 3/6, 1/3 = 2/6. 3 > 2, следовательно, 1/2 > 1/3. Если посмотреть, как Киселёв вводит умножение или деление обыкновенных дробей (там то ли 5 правил для умножения и 6 для деления, то ли ещё больше), то ни один учитель сегодня так учить не будет. Я это всё подробно анализировал, прежде чем сам взялся участвовать в создании нового учебника «Арифметика» ещё в 1985 г. Теперь это учебник «Математика» серии «МГУ-школе», издаётся в Издательстве «Просвещение». В главном, то есть в построении линии числа, мы последователи Киселёва (обыкновенные дроби изучаем до десятичных), но мы очень сильно его усовершенствовали. Вам хочется назад к Киселёву? Я не против. А не хочется ли вам назад в пещеру?
Приведу только один из аргументов И.П.Костенко: «Сегодня усваивают математику около 20% учащихся (геометрию — 1%) [3, с. 14], [4, с. 63].В 40-х годах (сразу после войны!) полноценно усваивали все разделы математики 80% школьников, учившихся «по Киселеву» [3, с. 14]. Это ли не аргумент за его возвращение детям?»
Сразу отметим восхитительный приём сравнения результатов, полученных в принципиально различных условиях: в 40-х годах не было обязательного среднего образования, отстающих оставляли на второй год, а то и отчисляли из школы. Даже гораздо позже в 60-х годах со мной учился второгодник Ваня Матвеев, который запомнился тем, что повредил мне глаз соломинкой, выпущенной из катушки, а ещё фразой «в том-то и именно». В старшей школе учились те, кто собирались поступать в вуз. Мотивация была принципиально другая. Тогда ученик обязан был учиться, а сейчас учитель обязан поставить положительную отметку, а лучше «четвёрку» — ученик же к вам пришёл на урок, а то следующий раз не придёт. Помните у «Радионяни»: «Пришёл — отлично! Не пришёл — хорошо.» Почувствуйте разницу прежде, чем винить учебники!
А дальше уже и не аргумент, а явка с повинной «я антисемит»:
«И не только России, — в школах Израиля все это время без комплексов пользуются учебниками Киселева … и, кажется, пока мы бесшабашно предавались математическим экспериментам, умные израильтяне обучали алгебре по нашему хрестоматийному Киселеву. (реформируют то они советскую школу для гоев а не для себя!)
Для людей далёких от терминологии: гоями евреи называют русских. Поздравляю, Игорь Петрович! Надо же так вляпаться… оказывается, это евреи во всём виноваты это они (Я.Кузьминов, В.Филиппов, А.Фурсенко, Д.Ливанов и иже с ними) вредят русскому народу исключительно с позиций еврейского национализма! Это новая, точнее, давно забытая песня, которая помогает некоторым русским объяснить, почему они такие несчастные.
Убеждён, что Игорь Петрович не анализировал глубоко то, что предлагает. Потому что в методике математики, а тем более в математике, не может быть двух мнений о том, какой способ изложения материала о сравнении обыкновенных дробей, об умножении и делении обыкновенных дробей более эффективен. Если бы Игорь Петрович был прав, то учителя в тайне от начальства эффективно учили бы по учебнику А.П.Киселёва. Но этого не происходит, и не потому, что учебников Киселёва нет, они издавались большим тиражом как соросовские учебники. В одной сильной школе я видел пачки нераспечатанных учебников А.П.Киселёва того издания. Но почему-то не возникло дискуссий, не было предложений от учителей идти назад к Киселёву. Вовсе не потому, что кто-то запрещал Киселёва, или потому, что этому мешало всесильное лобби авторов современных учебников (это почти в терминах Игоря Петровича).
Остыньте, товарищ! Изучите как следует вопрос. Может быть охота быть глашатаем отпадёт сама собой. Хотя вряд ли. Кто тогда вспомнит Игоря Петровича?
В заключение приведу ещё одну цитату. Это почти медаль мне на грудь:
Главным препятствием являются не аргументы, а кланы, контролирующие Федеральный комплект учебников и выгодно размножающие свою учебную продукцию. Такие деятели «народного просвещения», как недавний председатель ФЭС Г. В. Дорофеев, который поставил свое имя уже, наверное, на сотне учебных книг, выпущенных «Дрофой», Л. Г. Петерсон, И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, А. В. Шевкин (см. сайт «www.shevkin.ru».
Остаётся добавить, что чуть более 13 лет тому назад я уже спорил с И.П.Костенко. Вот ссылка на мою статью:
12.07.1999. А.В.Шевкин. К вопросу о чистоте научных дискуссий
Первый отклик поступил 15 ноября из Израиля, где, по мнению г-на Костенко, используют учебники А.П.Киселёва. Это фрагмент письма моего очень опытного коллеги Виктора Романовского:
«Не понятно, откуда автор заимствовал информацию об использовании в израильских школах учебников Киселёва. Прежде в Израиль приходили учебники по математике разных авторов – Дорофеева, Виленкина, Башмакова, Никольского. Можно было приобрести замечательные книги Перельмана. Ныне этот поток иссяк по причине отсутствия спроса. Сказывается снижение интереса к математике, а также постепенная утрата русского языка. Должен заметить, что учебников Киселёва я не встречал здесь ни разу. Думаю, коренным израильтянам имя это вообще не знакомо.
Сегодня положение со школьной математикой оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Основная причина – в отсутствии квалифицированных преподавателей в начальной школе (классы 1 – 6). Что до обвинения тебя в мафиозности, то это известная позиция импотентов, неспособных к творчеству».