Новости

Куда спешит господин Мединский, которому время диктует сокращение сроков обучения?

Помощник президента России выступил, что-то предложил, но совсем не пояснил настоящие мотивы своих предложений. Приведённая им мотивация «для газеты» очень сомнительна и легко бьётся. Нет ли у этих предложений «второго дна»? Сначала читаем новость, потом обсудим.

Продолжительность образования в ближайшие годы может быть сокращена из-за требований времени, об этом заявил помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский в ходе встречи с молодежью в Мурманске.

«Образование будет спрессованным по времени, оно будет более специализированным…», – сказал Мединский. По его словам, образование будет рассчитано на ближайшее обозримое время – 10 лет, а после надо будет переучиваться. Те, кто не станет учиться новой профессии, специализации, технологиям, окажется неконкурентоспособным.

Как отметил помощник президента, он не уверен, что это произойдет, но время диктует сокращение продолжительности среднего образования.

Он назвал непозволительной роскошью в России обучение в течение 11 лет, «мы живем с вами в XIX веке». По мнению Мединского, процесс обучения должен быть спрессован, чтобы раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться.

Подробнее: https://pda.kp.ru/online/news/6008765/

В другом источнике находим дополнение этих мыслей:

…высшее образование также будет «спрессованным по времени» и более специализированным. Его хватит на ближайшие 10 лет, а после надо будет переучиваться, чтобы усвоить все новое, появившееся за это время и таким образом повысить свою конкурентоспособность.

Когда мы читаем предложения по реформированию образования, всегда должны смотреть на образование новатора.

Владимир Ростиславович Мединский – помощник Президента Российской Федерации. Окончил Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (МГИМО МИД РФ). С 2012 по 2020 год был министром культуры Российской Федерации. Доктор исторических наук, профессор.

К образованию В. Р. Мединский имеет только то отношение, что он долго учился. В Госдуме ему возразили.

«Я думаю, что как раз сокращать образование – это непозволительная роскошь», – заявил депутат Смолин «Газете.ru».

По его словам, в России «действительно острый кадровый дефицит», однако предложение сократить время на образование «противоречит общемировой тенденции». Смолин высказал мнение, что сокращение обучения в школе в конечном итоге приведет к падению уровня образования «будущих инженеров, педагогов, врачей, квалифицированных рабочих».

Источник. https://www.mk.ru/social/2024/09/24/v-gosdume-ocenili-ideyu-medinskogo-o-nepozvolitelnoy-roskoshi-obrazovaniya.html?ysclid=m1gwo79mxe264118203

Чем вызвано упоминаемое новатором «требование времени»? И как оно что-то требует? – Об этом поговорим позже. А теперь давайте по порядку. Примем учебный год за 35 учебных недель.

В советское время на среднее образование в школе отводили 10 лет. Это были 35 учебных недель по 6 дней в неделю – всего 10*35*6 = 2100 учебных дней. Когда начали сближаться с западным 12-летним обучением, то у нас ввели 11-летнее обучение (мотивы его введения не обсуждаем).

Сейчас у нас 35 учебных недель по 5 дней в неделю – всего 11*35*5 = 1925 учебных дней. Сейчас меньше на 175 учебных дней, или на 2/3 учебного года. Программы принципиально не менялись. Произошла интенсификация работы: больше уроков в день, больше домашних заданий, качество подготовки школьников снизилось.

Разве дети стали раньше взрослеть и раньше хотят получить профессию и начать реализовывать себя в профессии? Исследования психологов это подтверждают? Ссылочку, пожалуйста. Современные дети интенсивнее работают, имеют, в среднем, лучшие способности, чтобы справиться с ещё более интенсивным обучением за 10 лет при 35 учебных неделях по 5 учебных дней – за 10*35*5 = 1750 учебных дней – ещё на 175 учебных дней меньше? Это на 350 учебных дней меньше, или на 5/3 учебного года меньше, чем в советской школе. Про переход на шестидневную неделю наш новатор умалчивает. Не будем строить догадок.

Лично я не проводил никаких исследований, но в прессе встречал мнения, что дети теперь взрослеют позже, даже закончив вузы, не спешат работать по полученной профессии, а сидят на шее у родителей. А ещё в газетах пишут про влияние цифровизации и гаджетомании на особенности развития мышления и на внимание школьников. Они менее способны к продолжительному произвольному вниманию (к работе без отвлечений), меньше читают и больше смотрят картинки, боятся больших текстов, в которых не умеют выделить главную мысль. Пишут ещё про «клиповое» мышление.

Если наш новатор хочет сократить программы, то есть риск и дальше понизить качество подготовки школьников, о чём сказал депутат О.Н. Смолин.

При этих входных данных мы рискуем по реформе Мединского получить ещё большие толпы неучей, не способных к продолжению образования в техникумах, колледжах и в вузах, ослабим и без того слабое пополнение хорошо подготовленными кадрами того, что раньше называли народным хозяйством. Нам это очень надо?

Может быть, Мединский хотел сэкономить деньги бюджета? Или ослабить на время дефицит педагогических кадров? Так решение этих проблем лежит совсем в другой плоскости. Эти версии отбрасываем. Очень необоснованное предложение мы обсудили. Надо бы серьёзнее представить все аргументы «за» и «против», чтобы не получить образовательную катастрофу имени Мединского.

Стоит напомнить, что старые истины «Лучшее – враг хорошего» и «Благими намерениями вымощена дорога в ад» никто не отменял.

* * *

Мы упомянули, что описанные изменения Мединскому диктуют требования времени. Тут есть гипотеза, требующая проверки или опровержения. Как специалист, давно живущий и давно пишущий про образование, я предполагаю, что Мединскому диктует не время, а ещё один человек, который некоторое время был связан с МГИМО. Он спецпредставитель президента РФ по цифровому развитию. Знакомимся: Дмитрий Песков и его знаменитая фраза:

Фото из БесогонТВ

Фото из БесогонТВ

Источник. БесогонTV: «Сломает ли Google шпиль МГУ?» — Шевкин.Ru

На страничке http://www.radiorus.ru/issue.html?iid=348226 (теперь недоступна) в 2012 году я нашёл такую его фразу: «В России по-прежнему в основе лежит довольно хорошее образование. И это для страны большая проблема…»

В том году мне довелось на своём сайте робко поспорить с гуру будущего образования. Моя заметка называлась

2030 год: система должна умереть ради детей

Полистав её сегодня, выделю несколько идей Дмитрия Пескова. Там есть

Информация к размышлению
Дмитрий Песков окончил Воронежский государственный университет (1992–1998, исторические науки), далее учился:
University of Manchester, Манчестер (1998–1999, магистр),
МВШСЭН, Москва (1998–1999, магистр, политические науки),
Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Москва, МБА (2006-2007, ф-т Институт менеджмента и маркетинга).

В 2012 году он был директором направления «Молодые профессионалы» в Агентстве стратегических инициатив (АСИ), о создании которого объявил В. В. Путин 6 мая 2011 года в Волгограде.

Дмитрий Песков известен своим трудом под 200 страниц (совместным с Павлом Лукшей и с группой единомышленников):

«БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ГЛОБАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА»

https://studylib.ru/doc/6292480/budushhee-obrazovanie—global._naya-povestka?ysclid=m1h0dkocv6381734312

Этот проект называют ещё форсайт-проектом «Образование 2030». По-моему, это пожелания зарубежных заказчиков по уничтожению российского образования. Не случайно в нём было более 11 страниц иностранных источников, а в тексте осталось много непереведённых англицизмов, создающих ауру наукообразия.

Есть короткая версия труда: Результаты работы. https://yztm.ru/wp-content/uploads/2018/05/Презентация-П.Лукша-Global-Report-Education-2030.pdf?ysclid=m1gy0zdvk0322981118

А до того «директор направления» Агентства стратегических инициатив наговорил много чего интересного про наше будущее. Когда-то, по следам «БесогонТВ» я комментировал его «патриотичное» заявление: «GOOGLE должен сломать шпиль МГУ» и объяснение, зачем нам делают компьютерное «образование» — все эти МЭШ-РЭШ. Он себя, великого, даже не перечитывает и не редактирует. Он уверен: так будет, у него сильные кукловоды.

«Образование будущего разделится на два вида: КОМПЬЮТЕРНОЕ — ОНО БУДЕТ ДЕШЕВЫМ — И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ — ОНО БУДЕТ ДОРОГИМ. Потому что знания стремительно обесцениваются, а социальные связи и возможность учиться лицом к лицу будут только дорожать».

Источник. БесогонTV: «Сломает ли Google шпиль МГУ?» — Шевкин.Ru

На странице 2030 год: система должна умереть ради детей | Executive.ru (e-xecutive.ru) приведена карта «Образование 2030», на которой вы обнаружите «Конец традиционной школы между 2020 г. и 2025 г. Там есть 4 этап: «Ликвидация традиционных моделей образовательной системы (2022-2030). Ждать осталось недолго.

Приведу пример одного предсказания, с которым Д.Н. Песков уже благополучно сел в лужу. Возможно, Мединский про это ещё не знает.

На одном из его слайдов я нашёл прогноз:

2020. Школа в утробе. Программа развивающейся беременности: ребёнок получает знания и навыки в утробе.

-3

Этого прогноза достаточно, чтобы понять, что в образовании наш герой ещё тот специалист!

Вот ещё симпатичный кадр с лекции нашего гуру. Кадр плохо читается, но почти в половине прямоугольников записаны выражения, с многоточиями. И как сказано в начале лекции, «…я буду разговаривать с вами так же, как мы разговариваем с министрами, с главами корпораций, с ректорами…». А как с ними ещё можно разговаривать, если не с матерком? С многоточиями в кадре, разумеется — мы же культурные люди! На фоне самого слабого из выражений я снял нашего героя.

-4

Вот и ссылка на эту лекцию: https://www.youtube.com/watch?v=TMEDztSJnOc

Источник. https://www.shevkin.ru/novosti/prorok-v-svoyom-otechestve/

Вот выдержки из кадра презентации (без комментариев).

Индивидуализация

Бизнес как работодатель: видеть достижения (умения):
• Электронный диплом с портфолио
• Личный паспорт компетенций + портфолио
• Life-long «компетенционные дипломы»

Бизнес как инвестор: «охота за потенциалом» и «узаконенное рабство»
• Upstart к людеардерам и новым пенсионным фондам
• Образование в статусе

Всё перечисленное в границах 2013 – 2030 гг.

Интересен кадр «Смерть форматов»
Момент осознания очевидной неэффективности при наличии жизнеспособных альтернатив

К 2017 году

• «Учитель-репродуктор»
• SAT и его аналоги
• Оценки по итогам семестров / четвертей

К 2025 году

• Диплом об окончании учебного заведения
• Система научных журналов и стандарты цитирования
• Существующая система управления интеллектуальной собственностью
• Авторский учебник
• Представление об ИСС как общественной девиации

К 2035 году

• Общеобразовательная школа
• Исследовательский университет
• Текст (книга, статья) как доминирующая форма знаниевой коммуникации

На других кадрах можно найти слова:

Игра и командная работа как доминирующие формы образования и социальной жизни.

ИСС – это изменённое состояние сознания. Про переобучение после получения образования раз в 10 лет и о смене профессии – тоже есть у Пескова, но мы сейчас больше говорим о среднем образовании.

И тут, ну просто случайное совпадение, читаем новость.

МОСКВА, 23 сен — РИА Новости. Президент России Владимир Путин поручил предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на поддержку отечественных разработчиков видеоигр.

23 сентября новость про отечественных разработчиков видеоигр, 24 сентября новость о сокращении времени обучения. Обе темы перекликаются с бессмертным трудом орденоносца Д. Н. Пескова. И не раскрывают деталей, что за игры и какое сокращение имеется в виду.

Так как автор этих строк не верит в случайные совпадения некоторых вещей, то я формулирую гипотезу, которую можно или подтвердить, или опровергнуть, но молчать о ней нельзя, ибо расплата для образования страны может стать катастрофической.

Я предполагаю, что реализация фантазий Д. Н. Пескова переходит в практическую плоскость, требующую не разговоров и убеждений, а выделения финансирования и перестройки традиционной общеобразовательной школы, которая, как мы помним, должна отмереть. Этот новатор считает, что будущее образования за игровыми и групповыми формами обучения, за компьютерным обучением на платформах, на которых, как он предполагает, можно интенсифицировать обучение, сводящееся к формированию компетенций. Вот этот резерв сокращения времени обучения Мединский и не раскрыл. Знал ли он об этом?

Следим за развитием событий.

Статья по теме

Эксперты оценили идею Мединского о сокращении времени обучения в школах

https://www.rbc.ru/society/25/09/2024/66f3a4b19a7947da82d95607

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал