Новости

Исповедь духовного террориста

Фото из цитируемого источника

Копаясь в материалах, опубликованных в прошлые годы, я искал явку с повинной известного психолога А.Г. Асмолова, которую когда-то читал. Нашёл. В журнале «Огонёк» за 2000 год (№ 1, с. 12-14) опубликована его статья с таким красивым заголовком (рисунок из этого журнала).

Начинается она сообщением: Однажды Александр Асмолов взорвал школу. Всю совковую школу с ее коммунистической педагогикой.

Когда комментаторы на моём канале принижают нашу жизнь в СССР, называют её совком, я иногда не сдерживаюсь и пишу что-то вроде: «Совок — это инструмент, которым можно удалять из головы гражданина глупости и подлости, попавшие туда из-за нравственной нечистоплотности». Но профессора обижать не буду, хотя Александр Григорьевич был и остаётся нечистоплотным в своих фантазиях и в терминологии. Это освобождает меня от следования дворцовому этикету. Например, он пишет:

«Из киосков молниеносно раскупали «Учительскую газету» Владимира Федоровича Матвеева. Общество хотело знать, когда их детей станут учить не в советской, а в нормальной школе».

И мы понимаем, что советскую школу он не считает нормальной. Далее он вешает себе на грудь «научную» медаль.

«Странной осенью девяносто первого, в перерыве между Советским Союзом и Россией, я впервые обронил в московской «Вечерке» слова «вариативное образование». Сегодня система вариативного, смыслового и развивающего образования (простите за узкопрофессиональный сленг!) СОЗДАНА. Судя по тому, насколько яростные нападки национал-патриотических групп нашего общества она вызывает, я вижу, что система обладает недюжинной живучестью и способностью сопротивляться. Будь она слабой, ее бы не боялись, на нее бы не нападали.»

Автор не сообщает нам, что говорит о педологических извращениях так это было названо в известном постановлении 30-х годов. Нам полезно знать, что профессор с коллегами назвал педологию репрессированной наукой и проталкивает в школу её методы, ведущие к созданию кастового образования. За Уралом, в Москве уже кипит работа, в школе под моим окном директриса бьётся с родителями за деление учащихся на страты, что, видимо, даст школе дополнительное финансирование от И. Калины иначе зачем биться? Об этом поговорим как-нибудь отдельно, но отмечу, что профессор сильно искажает школьную действительность советской поры. Вот он пишет:

«Помните миф о всеобщем равенстве и, стало быть, обязательно-одинаковом образовании для всех? Помните фабрику усредниловки в средней школе? По-настоящему она никогда не работала. И в СССР под крики о равенстве все равно создавали спецшколы для одаренных. Первые искорки, первые физматшколы появились в страшнейшие годы — в сорок восьмом и сорок девятом».

Ну и зачем так художественно фантазировать? Никогда и никто в советские времена не ставил задачу дать всем одинаковое «усреднённое» образование. Обучение по единой программе задавало лестницу, по которой каждый ученик поднимался в соответствии со своими способностями, прилежанием, мотивацией. Этот пассаж нужен профессору для оправдания его усилий в проталкивании педологии в школу. Он хочет давать «вариативное образование»: элите одно, а быдлу — совсем другое. Не случайно же в другой публикации наш психолог говорит о появлении не среднего класса, а быдл-класса. Ох, доведёт Александра Григорьевича его острый язык до цугундера!

Пока что нет подтверждений, что первые физматшколы были открыты в 1948-1949 гг. Первых программистов в школе 444 Москвы стали учить в 1959 году, первые физико-математические интернаты открыты в 1963 году. Думаю, что здесь автор сильно ошибся. По датам он иногда «плывёт». Так однажды он заявил:

«Их новый стандарт — возвращение к образовательному стандарту 1964 года, и это не фигура речи, а точная дата. Тот стандарт был разработан академиком Ледневым и для своего времени был очень неплох. Но сейчас-то на дворе не 1964‑й, а 2019 год. »

Источник. https://www.mk.ru/social/2019/11/19/professor-nazval-yadernoy-bomboy-novyy-obrazovatelnykh-standart-dlya-shkol.html

В далёком 1964 г. и я, и будущий профессор ещё учились в школе. Никаких стандартов тогда и в помине не было. Это в 90-х годах я работал в Институте содержания и методов обучения Российской академии образования (РАО). Его возглавлял академик В. С. Леднев. В 1964 году Вадим Семёнович ещё преподавал в школе-лаборатории при МГПИ, а академиком РАО стал в 1992 году. В институте тогда писали первую версию стандартов. По математике это были, по сути, предметные программы двух уровней с набором заданий, задающим минимальные требования на положительную отметку. Это уже потом, когда замаячили серьёзные деньги, налетела свора «учёных» и превратила нормальный инструмент в то, что мы знаем под названием вариативный ФГОС А. Г. Асмолова. Так что 30 лет туда, 30 лет сюда — какая разница для педолога!

Вот ещё одна художественная фантазия профессора. Она больше характеризует его, чем советскую школу.

«Вспомните, как все носили октябрятские значки с кудрявым мальчиком — но этого мальчика все с почтением называли «дедушка Ленин». Кудрявый дедушка пяти лет от роду!»

А дальше Александр Григорьевич гордится достижениями построенной им «нормальной» школы и своей ролью разрушителя.

«Мы видим прекрасную, умную, всепобеждающую наглость родителей и наглость детей, которые начинают качать свои права и требовать от школы, чтобы она готовила дитя к жизни и карьере. А не лепила из него то, что нужно Великому Отцу. И я, забыв о скромности, бью себя кулаком в грудь и горжусь тем, что был причастен к тому, что это произошло. Для себя я обозначил это явление как ПРИВАТИЗАЦИЮ СОЗНАНИЯ. И я буду до конца стоять на том, что привела к приватизации сознания именно реформа школы… Поколение, воспитанное школой, ориентированной на развитие личности, готово в случае чего поменять профессию, город и страну именно потому, что вариативное образование дает выбор вариантов жизни.»
Господин профессор гордится тем, что способствовал росту наглости учащихся и родителей!  А мы-то думали, кого же нам благодарить! Он гордится тем, что его не волнует воспитание российской идентичности… А теперь подождём. Через некоторое время команда А. Г. Асмолова, назвавшаяся образовательной и родительской общественностью, будет нам рассказывать, как она любят детей, учителей, школу, как хочет помочь нам всем новой версией стандарта  — ФГОС 4.0.
Неужели не обойдёмся без таких «помощников»?

Источник. Журнал Огонёк. 2000. № 1, с. 12–14.

Асмолов А. Г. Исповедь духовного террориста

P. S. Перечитал я свои записи и грустно стало. Что это я такой сердитый на г. Асмолова? Решил уравновесить написанное, добавив ложку мёда. Вот что пишут коллеги об Александре Григорьевиче, представляя его в номинации «Личность года в российской психологии» (2013).

https://asmolovpsy.ru/ru/news/307

Знают ли они про развал образования под командованием А.Г. Асмолова? Но написали душевно.

Теги: , , , ,

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал