Инициатива депутатов Госдумы, достойная нашей поддержки
Депутаты Государственной Думы внесли проект закона об изменении итоговой аттестации в школах.
Депутаты Государственной Думы С.М. Миронов, О.Н. Епифанова, М.В. Емельянов, Ф.С. Тумусов, В.К. Гартунг, О.А. Нилов, И.А. Ананских, О.В. Шеин от имени Фракции «Справедливой России» («Есть такая партия!») внесли на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части изменения формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
Документ зарегистрирован в Государственной Думе 23.06.2020.
Выделим главное, на наш взгляд, положение о государственной аттестации в стенах образовательного учреждения (школы, лицея…).
«13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме государственного выпускного экзамена.»
Приводим большую часть пояснительной записки.
«Результатом внедрения и применения единого государственного экзамена (далее «ЕГЭ») на протяжении последних десяти лет стало снижение общего уровня подготовки обучающихся, повышение стандартизированности мышления при решении тех или иных задач, а также ухудшение результатов российских школьников на многих международных олимпиадах и конкурсах.
Кроме того, необходимые для получения удовлетворительной и более высокой оценки по результатам ЕГЭ баллы постоянно и планомерно снижаются, что также свидетельствует о низком качестве подготовки обучающихся, усилия которых направлены целевым образом на получение результатов исключительно по 2-3 профильным предметам.
Именно имеющееся в настоящий момент содержательное и организационное объединение ЕГЭ с общеобразовательными организациями при одновременном признании ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов в ВУЗы приводит к снижению базовых знаний обучающегося по иным предметам, включенным в образовательную программу среднего общего образования, ввиду чего гармоничное среднее образование, определяющее общую культуру народа, общее развитие личности постепенно перестает реализовываться.
В настоящем законопроекте предложен выход из сложившегося положения, который состоит в децентрализации выпускной аттестации путем восстановления традиционных государственных выпускных экзаменов (далее — ГВЭ). Социальная проблема аттестации обучающихся, имеющих трудности в обучении, при этом будет решаться избирательно, а не путем понижения общей планки государственной аттестации.
Итоговую аттестацию по ЕГЭ предлагается отменить. Единый экзамен по русскому языку сделать добровольным, как и остальные вступительные ЕГЭ. В качестве ГВЭ по русскому языку рассматривать итоговое сочинение, предоставив школам право оценивать его самостоятельно.
Базовый ЕГЭ по математике также предлагается отменить. ГВЭ по математике проводить в форме выпускной контрольной работы (нескольких уровней сложности) на основе материала программы 10-11 классов. Уровень заданий этого экзамена должен быть существенно выше требований нынешнего базового ЕГЭ, что обеспечит мотивацию для серьезного изучения математики. Проведение ГВЭ и оценивание их результатов в школах должно проходить под контролем исполнительных органов управления образованием и представителей родительских комитетов.
Восстановление обязательного ГВЭ по математике и русскому языку не должно быть одномоментным, предлагается его поэтапное введение. В первые два учебных года после принятия федерального закона выпускной экзамен по математике и русскому языку вводится на добровольной основе в тех образовательных организациях, которые к этому готовы. В остальных школах выпускная аттестация проводится по оценкам текущей успеваемости.
Через два года ГВЭ по математике и русскому языку становится обязательным для всех.
Предложенный законопроект дает возможность восстановления обязательных ГВЭ по всем основным образовательным программам среднего общего образования.
Вступительную функцию единых государственных экзаменов законопроект не затрагивает. ЕГЭ остаются вступительными испытаниями в высшие учебные заведения. Но вступительные ЕГЭ будут проходить после получения аттестата и не будут связаны с общеобразовательными организациями. В целях обеспечения возможности децентрализации вступительных экзаменов и более качественного отбора абитуриентов в законопроекте предложено допустить приём на программы бакалавриата и специалитета не только по ЕГЭ, но и по результатам вступительных экзаменов (далее — ВЭ), право на которые предлагается предоставить всем организациям, осуществляющим высшее профессиональное образование. Такая мера позволит проводить прием в ВУЗы в отдельных регионах, не дожидаясь улучшения эпидемиологической обстановки во всей стране.
Комментарий. Эта инициатива достойна нашей поддержки.
Очень важно, что ЕГЭ никто не предлагает отменить, он останется со всеми его антикоррупционными, как некоторые считают, преимуществами.
Очень важно, что школам (образовательным организациям) предлагается вернуть право аттестации по тем программам, по которым работает школа — по всем предметам. Это важно для возвращения ориентации среднего образования не на поступление в вуз, а на всестороннее развитие школьников.
Разумеется, школа будет работать с оглядкой на ЕГЭ, на другие формы вступительных экзаменов, но обсуждаемый проект предлагает вернуть доверие школе, учителю, что позволит начать работу по вызволению общего среднего образования и подрастающих поколений из той безнадёги обескультуривания, понижения планки общего развития школьников, которую мы наблюдаем десять лет. Необходимо возвращение широкой предметной подготовки, восстановление общекультурного значения среднего образования.
ЕГЭ сделал своё дело, до краха системы образования под гнётом ЕГЭ осталось совсем немного. ЕГЭ пора удалить из школы. С этого может начаться процесс возрождения отечественного образования. На что я очень надеюсь.
Необходимо широкое обсуждение проекта закона, внесённого от имени Фракции «Справедливой России», а также поддержка инициативы депутатов. Необходимо возвращать уважение общества и государства к школе и повысить социальный статус педагога.
Теги: Власть, Итоговая аттестация в школе, образование, Россия, Справедливая Россия