Новости

Искусственный интеллект вам в помощь!

Если кто вспомнит, то ЕГЭ в России начался с разговоров про «человеческий фактор» на выпускном экзамене в школе и на приёмном экзамене в вузе. Вместо того, чтобы бороться с проблемой на низовом уровне, её подняли на уровень повыше. Расширили зону проявления нежелательного «человеческого фактора».

Лёгким движением руки экзамены в школе и в вузе объединили, превратив школу в подготовительные курсы к ЕГЭ — со всеми вытекающими отрицательными последствиями. И что «человеческий фактор»? Исчез? — Ничуть не бывало! Человек так устроен, что для нормальной жизни ему нужен интерес — не только к искусству, поэзии, кино, но и к деньгам, власти, расширению своего влияния. Ну не живётся человеку совсем без интереса! В результате появились уголовные дела на руководителей органов управления образованием. Интернет приводит примеры:

На чиновника, заставившего учителей сдавать ЕГЭ за школьников, завели уголовное дело (2010)

https://newsru-com.turbopages.org/s/newsru.com/russia/04jun2010/kochet.html

На министра образования КЧР завели дело о взятках за ЕГЭ

https://www.forbes.ru/news/241858-na-ministra-obrazovaniya-kchr-zaveli-delo-o-vzyatkah-za-ege (2013)

В Брянске начальника отдела управления образования осудили по делу о коррупции на ЕГЭ (2019)

http://www.ug.ru/news/29200

Теперь «человеческий фактор» переместился из школы вширь (разросся рынок услуг репетиторов) и вверх (открылся источник финансирования целых институтов, готовящих КИМы для ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, возник бизнес на продаже сборников для подготовки к этим видам контроля).

К чему это я рассказываю вам то, о чём вам давно известно. А вот к чему: в последнее время ведётся много разговоров о необходимости введения онлайн-обучения, создания образовательных платформ. Всё это делается под старую песню о пресловутом «человеческом факторе», о необходимости отменить экзамены вообще — зачем травмировать психику ребёнка? Нам говорят о необходимости не только учёта интересов ребёнка, но и о выборе им направления обучения в тот момент, когда он ещё не в состоянии сделать такой выбор осознанно. Нам обещают применить искусственный интеллект (ИИ) для подбора заданий в соответствии с уровнем подготовки школьника, для проверки работ учащихся, отслеживания персональных успехов каждого ученика, создания портфолио достижений, который заменит со временем аттестат, диплом об окончании вуза и пр.

Разумеется, ИИ честен и бескорыстен. Но мы-то с вами живём не первый день и понимаем, что любые технологии создаёт человек, а человеку, организации, в которой он работает, производителям и продавцам «образовательных услуг» свойственно иметь интерес. Он и закладывается в работу ИИ. Причём обнаружить этот интерес значительно сложнее, чем выданную дочери директора школы золотую медаль, безграмотного студента первого курса, который не может написать по-русски простое заявление — это при 100 баллах на ЕГЭ и пр.

Как эффективно работает ИИ в банковском секторе, нам известно.

Греф признал потерю миллиардов рублей из-за искусственного интеллекта

https://www.rbc.ru/finances/26/02/2019/5c74f4839a7947501397823f

Мечтающим об отмене экзаменов и применении портфолио и прочих штучек я приведу простой пример применения ИИ для учёта интересов держателей информационной платформы. Больше года я пишу заметки на Яндекс.Дзене и отслеживаю статистику своих публикаций. Среди прочих показателей там есть столбец «Показы» — это число показов информации о публикации потенциальным читателям.

Здесь наблюдается удивительная закономерность. Если публикация критикует действующую власть, или посвящена аполитичным задачам по математике, то число показов большое. Если критикуется обучение на «удалёнке», деятельность Г.Грефа в образовании, никак не связанная с его уровнем подготовки в этой сфере, то показов минимум. Вот вам для примера скрин 2020-06-20_11-45-07.

От большой таблицы я оставил только столбец «Показы» для трёх публикаций. Замечу, что последняя публикация сделана 20 июня сразу после полуночи, к 11:45 того же дня она уже получила 2549 показов (более 230 показов в час). Предыдущая публикация сделана 19 июня и к тому же моменту получила лишь 26 показов (примерно в 300 раз меньше в расчёте на 1 час).

Вы спросите: почему? Я отвечу: очень просто, Ватсон. Аполитичные задачи на переливания не затрагивают интересов владельцев информационной платформы. А публикация

Профессор Нуччо Ордине: «Хвалебные песни дистанционному образованию вызывают во мне ужас…»

https://zen.yandex.ru/media/shevkin/professor-nuchcho-ordine-hvalebnye-pesni-distancionnomu-obrazovaniiu-vyzyvaiut-vo-mne-ujas-5eeccec51fc1653038a9b47a

критикует сторонников «удалёнки», то есть подрывает их бизнес-интересы. Да они ещё сотрудничают с названным банкиром. Ловлю себя на том, что лишний раз не хочу называть его имя, а также упоминать «онлайн», «дистант», так как это вмиг сделает мои публикации токсичными на этой платформе. ИИ обидится и прекратит показывать даже мои аполитичные задачи на переливания, чтобы подорвать мой интерес публиковать у них что-нибудь.

Вот более свежая информация. Сегодня, 23 июня, заметка Новый бунт на корабле Кузьминова https://zen.yandex.ru/media/shevkin/novyi-bunt-na-korable-kuzminova-5eee3134d219d5037298a846  имеет 110 показов. Почему? Да потому, что ИИ знает, что вам это не интересно. Чего зря беспокоить влиятельного отца «реформ» в образовании и мужа главы Центробанка, дружащего с ИИ.

Теперь вернёмся к портфолио и прочим штучкам. С чего это мы взяли, что эта работа будет вестись без учёта «человеческого фактора», то есть без учёта интересов «кого надо» — создателей платформы, «владельцев заводов, газет, пароходов», которые найдут пути взаимовыгодного сотрудничества с этими владельцами.

Вот и подумайте, так ли уж опасен «человеческий фактор» в школе и в приёмной комиссии вуза, если на него всегда можно найти управу? Так ли безопасен ИИ, если вы никогда не найдёте на него управу.

Чтобы не заканчивать на грустной ноте, даю ссылку на комедийную короткометражку «Альтернативная математика». Она не совсем по теме нашего разговора, но очень близко, так как в ней затронута тема давления на учителя интересов заказчика «образовательных услуг». Да, это юмор, это США, но грубость по отношению к учителю, увольнение требовательного учителя уже появились в российских школах вместе с западными технологиями обучения, вместе с внедрением их «демократической» морали.

https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=WNo-0HYN3eY

Через некоторое время я сообщу о показах данной статьи. Интересно же, заметит ли ИИ, что я продвигаю интересы российского образования, а не интересы его создателей.

Теги: , ,

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал