Цифровая среда, но не все дни недели
На просторы России пришёл коронавирус — «случай, бог изобретатель». Проводникам цифровизации образования в России показалось: вот он шанс, им надо воспользоваться.
Удача сама плыла им в руки. Удивительно, но многие думающие люди совсем не нервничали по этому поводу, потому что понимали: компьютерное обучение — хороший инструмент в руках педагога, но компьютерное обучение не педагог и никогда не заменит педагога.
Валентина Ивановна Матвиенко этого не поняла и поддалась на уговоры цифровизаторов, она озвучила необходимость уравнять в правах обычную школу с дистанционной. Она делает оговорку про органическое сочетание традиционного и дистанционного обучения:
«Но надо понимать, что дистанционное обучение теперь уже не будет практиковаться как резервный, временный способ только в чрезвычайных ситуациях вроде нынешней… Пандемия коронавируса дала импульс движению к формированию системы школьного и вузовского образования, органично сочетающего как традиционные, так и дистанционные, цифровые технологии обучения. Будущее именно за такой системой».
https://www.shevkin.ru/novosti/v-i-matvienko-pomogaet-tsifrovizatoram-obrazovaniya/
Первые недели дистанционного обучения показали, что система образования не готова не то что к равноправному положению двух систем образования, но и даже к фрагментарному применению дистанционного обучения. Не буду живописать подробности — их много в Интернете. Вплоть до матерных обращений родителей к учителям с просьбой избавить их от этой цифровой среды и других дней недели.
Дело не только в том, что технические условия в массе своей нулевые, но и в том, что дистанционное обучение не может быть полноценным образовательным процессом с контролем и использованием отметок. Это в лучшем случае информационный поток в одну сторону: учитель — ученик, и отсутствие достоверного потока в обратном направлении. Не зря же даже там, где этот обратный поток налажен, учителя призывают обходиться без отметок.
Техническая сторона дела находится в зачаточном состоянии. Обратим внимание на сегодняшнюю публикацию в «Учительской газете»: Сергей Кравцов рассказал о планах по созданию отечественного аналога Zoom
Так что пока ещё цифровая среда не создана, а цифровые все дни недели нам не угрожают. Тот же Сергей Кравцов высказывает очень осторожные прогнозы по использованию дистанционного обучения. Думаю, он получает информацию о реальном положении дел. Опыт действует отрезвляюще на людей ответственных, но не на «свидетелей Грефа» — эти упорно будут строить электронную школу, как часть электронного концлагеря. Иначе они не умеют сохранить свою власть.
Как тут не вспомнить гениального Александра Сергеевича:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Теги: дистанционное обучение, образование, традиционное обучение, школьное образование, электронная школа