Уроки математики перед Днём учителя в школе 1623
С учительницей математики школы 1623 г. Москвы Ириной Юрьевной Шевелёвой мы давно договорились, что перед недельными каникулами устроим в 5В классе праздник математики. Ребята только приступили к изучению математики, они очень старательны, хотят учиться — это желание надо поддержать.
Сегодня ребята и девчата пришли в праздничной форме, а я приготовил для них презентацию с занимательными задачами на тему «Можно или нелзя?» — про задачи, в которых нужно ответить на вопрос «Можно ли осуществить требуемое?» Это были задачи на применение идеи чётности-нечётности числа. Раздел «Делимость натуральных чисел» у них впереди, но про чётные и нечётные числа они знают, на конкретных примерах посмотрели, как эта идея применяется для решения задач.
Мне понравилось, что ребята не зажаты, не боятся высказывать своё мнение, не боятся ошибаться — только так и можно разобраться, понимаешь материал или нет.
Мы добрались до идеи раскраски, ребята получили домашнее задание, которое есть в презентации. Там есть сложные задачи, которые могут не получиться. Не беда, с учителем всё получится!
Можно или нельзя (для учащихся)
Но самое оживлённое участие ребята приняли в инсценированном решении задач про мудрецов и колпаки. Шли от простого к сложному:
1) Два мудреца, 2 красных и 1 зелёный колпак.
2) Три мудреца, 2 красных и 3 зелёных колпака.
Если бы не звонок с урока, то мы бы ещё долго решали бы эту головоломку — каждому хотелось попробовать себя в роли мудреца. На перемене надо было ещё сфотографироваться, получить автограф на книжке, полученной в качестве приза за правильное и убедительное решение задачи.
На уроке и на перемене
Фотографии на память
После пятиклашек я работал с девятиклассниками. С Ириной Юрьевной мы выбрали тему «Текстовые задачи». Так как в последние годы в ОГЭ стали появляться задачи, решаемые арифметическими способами, то я выбрал много задач, начиная с простых задач для пятиклассников. И не ошибся, так как ожидаемо ребята тяготели к использованию уравнений, чему их учили с начальной школы. Мы разобрали устно много задач — я ставил цель показать возможно больше разных подходов к решению задач и не ставил задачи отрабатывать какие-то приёмы решения. Это был, скорее, обзор различных типов задач и приёмов их решения. Очень надеюсь, что ребятам захочется скачать презентацию и поработать с задачами самостоятельно. Наибольший интерес вызвали задачи из вариантов ОГЭ, метод подобия.
Благодарю всех моих сегодняшних учеников за работу, желаю им успехов и удачи. Надеюсь, что мы найдём ещё много интересных тем для приятного общения перед каникулами.
Девятиклассники на уроке математики