пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
 

Наши консультации
Полезные советы 
Учителю на заметку 
Книги для учителя
Проверь себя
Подготовка к ЕГЭ-2016
Олимпиады Рецензии
Ссылки О проекте
Фотоархив Юмор
Личный архив 
Архив сайта 
Пентамино

СУНЦ МГУ - Школа им. А. Н. Колмогорова. Официальный сайт 




PowerPot котелок - зарядка. Заряжайся по USB от тепла в любых условиях.

краскораспылитель, распылитель для краски и любых других жидкостей

26.12.2012 - Сколько стоит углубленное изучение математики? (2010 год)

Шноль Д.Э.

Прошедший съезд учителей математики оставил довольно много ярких (как положительных, так и отрицательных) впечатлений. Как обычно бывает, немало интересного было говорено в кулуарах. На секции, посвященной углубленному изучению математики, несколько выступавших разными словами выразили одну и ту же мысль: современный «математический» класс – это в основной своей массе просто нормальный класс тридцатилетней давности. Класс, в котором принято учиться и ученики которого в состоянии хорошо усвоить основную программу по математике. Класс, где на фоне общего падения уровня школьного образования удается удержать планку: за счет концентрации нормальных учеников и увеличения часов математики. Выпускник такого класса в состоянии дальше осваивать программу по математике технического ВУЗа, а это уже стало редкостью. Преподаватели ВУЗов часто в отчаянии от уровня пришедших к ним первокурсников. Насколько мне известно, в некоторых институтах уже происходит подстройка под реальный уровень студентов: в первом семестре там читают ликбез по школьной программе.

Массовые математические классы, очевидно, востребованы всем обществом: в них хотят отдать своих детей нормальные родители, в них хотят работать учителя (не только математики), такие классы являются последней надеждой негуманитарных ВУЗов. На фоне этой очевидной профессионалам картины мне показались очень тревожными рассказы моих коллег о том, что профильные математические классы в их городах часто и с пристрастием проверяются начальством и при выявленных недостатках закрываются. Делается это, как им объясняют, прежде всего, в целях экономии. Дело понятное: недостатки можно выявить всегда, было бы желание.

Мне стало интересно посчитать, сколько же стоит углубленное обучение математике? О каких суммах идет речь? Много ли можно наэкономить, закрывая профильные математические классы? Результатами такого подсчета мне и захотелось поделиться с читателем.

Проделаем этот подсчет вместе. В этом году в России было меньше 900 000 выпускников. Увеличим это число в большую сторону, будем считать, что в России по одному миллиону десятиклассников и одиннадцатиклассников (вместе 2 миллиона). Разумно считать, что пятая часть из них может учиться в «массовых математических» классах, описанных выше. Итого 400 000 учеников. Будем считать, что средняя наполняемость математического класса 20 человек (в городах, конечно, больше). Значит, нужно открыть 20 тысяч математических классов. В каждом классе к базовым 4 часам по математике прибавим еще 3 часа (7 часов математики – да это мечта каждого учителя обычной школы!). Итого 100 часов в год на класс нужно прибавить. Сколько стоит один час? Это посчитать трудно, так как в разных регионах и у разных учителей он стоит по-разному. Давайте исходить из того, что в математических классах работают самые лучшие учителя (с высшей квалификационной категорией). Положим, что их час стоит 200 рублей. При этом предположении, ставка (18 часов в неделю, то есть 80 часов в месяц) будет равна 16 000 рублей. Для многих учителей с высшей категорией такая ставка – это тоже мечта. При таких наших предположениях мы получаем, что дополнительные часы в одном классе стоят 20 000 рублей. А во всех классах по всей России 400 миллионов рублей. Все ли мы учли? А учебники? Сильно изменить картину учебники не могут: они уже написаны и изданы. Вместо обычного учебника ученик получает учебник для углубленного изучения математики. А проверка тетрадей? А предпрофильные классы и кружки? Хорошо, накинем еще 25% найденной суммы. Получим полмиллиарда рублей в год. Это большие деньги или нет? Коллеги, это смешные деньги! Давайте сравним эту сумму, например, с дорожным строительством. И школьное математическое образование, и строительство дорог – это вложение в будущее страны, так что такое сравнение имеет некоторый смысл. Строительство 1 (прописью: одного!) км двухполосной дороги в России стоит в среднем около 250 млн. руб. Итак, внимание: углубленное обучение математике по всей России в год стоит столько же, сколько строительство 2 км дороги! А если сравнивать с ценой магистрали Москва–Санкт-Петербург, то столько же, сколько стоит полкилометра такой трассы.

Вернемся к съезду учителей математики. На пленарных докладах в день открытия было сказано немало пафосных слов о том, что качественное школьное математическое образование является необходимой основной интеллектуальной, технической и военной самостоятельности нашей страны. При этом советником президента А.В. Дворковичем было добавлено, что, к сожалению, Россия пока не является достаточно богатой страной, чтобы сильно увеличить финансирование школьного образования. Приятную возможность сделать выводы я предоставляю читателю.

Добавление 2012 года
А что нужно в идеале для нормального школьного математического образования в России? Пока было посчитано только «профильное» (термин, кажется, уже успел устареть?) образование в массовых математических 9 – 11-х классах. Еще нужны:

1. Кружки в 5-7 классе, охватывающие примерно те же 20 % школьников – по часу в неделю, это еще 3 часа в неделю на тот же процент школьников. На круг – 200 млн. в год.
2. Особое финансирование примерно 2% школ для самых сильных математических учеников (в Москве это было бы 35 математически продвинутых школ – пожалуй, и не наберется, в других городах тем более, но заложим по максимуму на будущее развитие). Это: во-первых, еще 2 обязательных часа в неделю (для каждой параллели), во-вторых, возможность разбивать класс на подгруппы на 2-3 часа в неделю, в-третьих, дополнительные спецкурсы по выбору 2-3 часа в неделю. Итого, по максимуму 8 часов в неделю для 2 % учеников 9-11 класса. Это ещё чуть меньше 200 млн. рублей в год на всю страну.

Накинем еще 100 млн. на летние школы, конференции, издание хороших книг и прочие прекрасные вещи. Получим 1 миллиард рублей.

В сентябре клуб «Зенит» получил нового игрока Халка. Точная сумма сделки не известна, но она заведомо не меньше 1,5 миллиарда рублей.

Итак, суммарная стоимость углубленного математического образования в России за год (если говорить об идеале!) меньше, чем «стоимость» одного бразильского футболиста – единственного сына в бедной многодетной бразильской семье. Пожелаем ему и его семье удачи!

 

Свежки это колпачки - подставки для отрезанных продуктов и любой тары. Сохраняют свежесть и изолируют запахи. Всегда под рукой.
Developed and hosted by KeepeR 2004-2016